Взаимодействие органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями: новации законодательства

о 2 мая 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2015 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями.

Комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) (опубликовано в журнале «Приход» (№ 4, 2015)).

Согласно новому закону:

- территориальные органы исполнения наказания заключат с епархиями Русской Православной Церкви необходимые соглашения о сотрудничестве в сфере тюремного служения после определения Федеральной системой исполнения наказаний (ФСИН) требований к содержанию таких соглашений (ч. 4.1 ст. 14 УИК РФ);

- администрация учреждений, исполняющих наказания, при наличии возможности, может выделить соответствующее здание (сооружение, помещение) на своей территории под домовые храмы для совершения на данных площадях религиозных обрядов и церемоний. В таком случае на администрацию указанных возлагается обязанность обеспечить соответствующие условия для совершения религиозных обрядов и церемоний, определяемые соглашением о взаимодействии епархии и территориального Управления ФСИН (новая ред. ч. 4 ст. 14 УИК РФ);

- законодательно закреплена возможность личных встреч заключенных со священнослужителями (продолжительностью до двух часов каждая) без ограничения числа таких встреч;

Московский омбудсмен и руководитель УФСИН подписали соглашение о взаимодействии

В УФСИН России по г. Москве состоялось подписание соглашения о взаимодействии Уполномоченного по правам человека в городе Москве Татьяны Потяевой и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве в лице врип начальника Анатолия Тихомирова.

Целью настоящего соглашения является взаимодействие сторон по выявлению и восстановлению нарушенных прав лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН и определению обстоятельств, приводящих к таким нарушениям.

Соглашение позволит конкретизировать совместные усилия сторон, направленные на повышение результативности деятельности государства по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, содержащихся в учреждениях УФСИН, что поможет перевести взаимодействие на более высокий уровень. В соглашении определены формы и направления взаимодействия, права и обязанности сторон.

Татьяна Потяева заявила, что подписание соглашения является для нее крайне важным событием, позволяя перевести взаимодействие на качественно новый уровень, и заверила собравшихся, что приложит все усилия для защиты прав и законных интересов граждан, находящихся в учреждениях УФСИН.

«Химик», Саад и «Белый медведь» Непридуманные истории воцерковления в СИЗО №5

Татьяна Борискина, прихожанка храма Святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, – удивительный человек. Пережив в сорок лет клиническую смерть, она уверовала в Бога и воцерковилась. С тех пор вся ее жизнь связана со служением людям во славу Божию. Несмотря на сильнейшие проблемы со здоровьем, она находит в себе силы и преподавать в воскресной школе, и вести переписку с заключенными, и преподавать им дистанционно Новый Завет, и, что самое сложное, проводить занятия по основам православной культуры в СИЗО № 5, где содержатся малолетние правонарушители. Недавно Татьяна Павловна окончила ПСТГУ и защитила работы на темы: «Неоязычество в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации» и «Отпадение от Православной Церкви есть смерть духовная (на примере бесед с малолетними правонарушителями в СИЗО №5)». О радостях и сложностях своего служения, о своих непростых подопечных читателям портала Православие.Ru рассказала сама Татьяна Павловна.

Репортаж Татьяны Фалиной о том, как в Нижегородской епархии помогают бывшим заключенным


Экскурсия семинаристов Нижегородской духовной семинарии на деревообрабатывающее производство в ик 11. Город Бор Нижегородской области, 2010 г.

— Знаешь, какая работа у меня была! Дальнобой — дорога, простор. Я ведь двадцать лет за баранкой. Машину знал, как себя самого, каждый винтик по памяти мог назвать. А теперь-то что говорить об этом… — Андрей встряхивает седой головой, отгоняя воспоминания.
— Тебе же освобождаться через несколько месяцев. Вот снова за руль и сядешь.
— Ну нет… кому я там на воле нужен. Меня не то что к машине, к велосипеду никто не подпустит… Говорят, на воле и так безработица, а уж нам, сидевшим, и вовсе не на что рассчитывать.

Андрей отсидел в колонии почти десять лет. За это время жизнь на воле так изменилась, что вписаться в нее пожилому человеку кажется нереальным. Но это проблема не только пожилых людей — даже молодые и образованные после освобождения из колонии очень туманно представляют свои перспективы на свободе. Подтверждение тому — неумолимая статистика рецидивов. Согласно ей, около 60 % осужденных, а это 400 тысяч человек, содержащихся в российских тюрьмах, отбывают наказание не впервые. И это не случайность.

Пасхальное телеобращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

12 апреля 2015 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с Пасхальным обращением к телезрителям.

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Вся жизнь Церкви связана с главным событием человеческой истории — с Воскресением Христовым. Этим событием открыта новая страница бытия. Смерть побеждена. Зло не всевластно. Царство Божие доступно для всех. Господь наш Иисус Христос первым прошел тот путь, которым предстоит идти каждому из нас. Но страх смерти теперь уже не парализует или, по крайней мере, не должен парализовать нашу волю, наши чувства и разум. Потому что Христос воскрес, а значит, воскреснем и мы к новой, вечной жизни.

Когда воскрес Спаситель, иудейское государство находилось в тяжелом кризисе. Умы и сердца многих были поглощены беспокойством о том, что же будет завтра. И только маленькой группе учеников Христовых стала известна новость, что их распятый людской злобой Учитель воскрес из мертвых. А это значит, что Он действительно Бог и Спаситель. И если мы с Ним, то нам уже нечего бояться. Так и сегодня мы не должны пугаться, когда нас пугают информационные потоки, потому что с нами Бог и мы со Христом, когда слушаем Его и стараемся выполнять Его заповеди.

Пасха Господня — праздник огромной духовной силы. Радостная весть о Воскресении сметает на своем пути наши грехи и немощи, ошибки и упущения. Эта весть приходит в сердца торжеством о победе добра над злом, правды Божией над лукавством мира сего. Как важно не только помнить об этой вести, но и жить ею, совершая дела правды и милосердия.

30-летие пресвитерской хиротонии Преосвященного Иринарха, епископа Красногорского

В среду Светлой седмицы 15 апреля 2015 года исполнилось 30-летие пресвитерской хиротонии Преосвященного Иринарха, епископа Красногорского, председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В день юбилея епископ Иринарх возглавил божественную Литургию в Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при храме святителя Николая Мирликийского в Заяицком города Москвы, расположенном на Раушской набережной, в котором Указом Святейшего Патриарха Владыка назначен настоятелем. Преосвященному епископу Иринарху сослужило духовенство храма, старшие священнослужители храмов при следственных изоляторах города Москвы, столичное духовенство.

После окончания богослужения, крестного хода, провозглашения многолетий Преосвященный епископ Иринарх принимал поздравления от сослуживших ему священнослужителей, клириков, детей-учащихся Воскресной школы, сотрудников и прихожан храма святителя Николая в Заяицком, сотрудников, возглавляемого Владыкой Синодального отдела по тюремному служению.

Духовенство пожелало Владыке крепости душевных и телесных сил. В своем ответном слове Преосвященный епископ Иринарх поблагодарил всех за поздравления, преподал всем свое архиерейское благословение.

В Храмах при ФКУ СИЗО-2 и СИЗО - 5 УФСИН России по г. Москве состоялись праздничные пасхальные богослужения


13.04.2015 в Храмах при ФКУ СИЗО-2 и СИЗО - 5 УФСИН России по г. Москве состоялись праздничные пасхальные богослужения, которые проводили старший священник Храма «Покрова Пресвятой Богородицы» при СИЗО-2 протоиерей Константин (Кобелев) и протоиерей Иоанн (Чураков) - старший священник Храма «Святителя Николая Чудотворца» при СИЗО-5.

В богослужениях принимали участие лица, заключенные под стражу, осужденные отрядов хозяйственного обслуживания, сотрудники и ветераны учреждений.

Пресс-служба УФСИН России по г. Москве


АНОНС. Пятилетие создания Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви

В 2015 году исполняется 5-летие со дня образования Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, учреждение которого пришлось на 5 марта 2010 года. В Постановлении Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 6) было определено:

1. «Образовать Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, передав в его компетенцию из ведения Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями».

2. «Председателем Синодального отдела по тюремному служению назначить епископа Красногорского Иринарха».

Празднование 5-летия состоится 16 апреля 2015 года в Светлый Четверг на Пасхальной седмице.

«Жили двенадцать разбойников». Материал Натальи Иртениной.

Русский характер в течение веков складывался из диаметрально противоположных по содержанию компонентов. Если образно разложить его на составляющие, то на одном конце линейки координат окажется монах-аскет, на другом — разбойник. А в «неевклидовой геометрии» национального фольклора переход между этими предельными точками оказывается краток. Два образа соединяются в фигуре-архетипе раскаявшегося разбойника.

В русском фольклоре образ покаявшегося разбойника настолько укоренен, что легенды на эту тему рождаются будто сами собой, переосмысливая конкретные исторические факты и предания. В основе этих легенд, конечно, евангельский рассказ. Но если у евангельского разбойника покаяние происходит на кресте, после чего он умирает, обретая вечную жизнь, то обычного разбойника глубина покаяния приводит к тому, что он умирает для мира — становится монахом. Причем фольклорные повествования обычно трансформируются во времени до тех пор, пока легенда не нарисует цельный образ бывшего разбойника, непременно ставшего основателем монастыря. За примерами и ходить далеко не надо.

Оптину пустынь, по легенде, основал разбойник Опта. Бобренев Рождественский монастырь в Коломне, опять же по легенде, — разбойник Бобреня. Николо-Берлюковскую пустынь в ближнем Подмосковье — разбойник Берлюк. Троицкий монастырь в Лебедяни (Липецкая область) — разбойник Тяпка. Николо-Стороженскую обитель у Ладожского озера — разбойник Козьма (в иночестве Киприан). В четырех примерах из пяти можно с разной степенью достоверности говорить о том, что легенды родились из народных воспоминаний о том, как в соответствующих местах промышляли со своими шайками все эти Берлюки, Тяпки и прочие. Даже там, где имеются точные исторические сведения (Бобренев монастырь основан воеводой Д. М. Боброком-Волынским по обету после Куликовской битвы), фольклор все равно со временем рисует излюбленную фигуру раскаявшегося разбойника, ставшего зачинателем монашеской обители.

По обе стороны решетки. Материал из книги «От сумы и тюрьмы… Книга для всех».

Татьяна Павловна Борискина преподает в двух воскресных школах Новый Завет и церковнославянский язык, а также занимается Законом Божиим в СИЗО с несовершеннолетними правонарушителями. Несколько лет назад она пережила клиническую смерть. Духовный опыт, приобретенный ею в состоянии смерти, изменил всю ее прежнюю жизнь.


Как я пришла в СИЗО

Если бы мне сказали лет восемь-десять назад, что я буду вести духовную работу с несовершеннолетними правонарушителями – я бы просто не смогла принять это всерьез, так далеко я была мыслями от их мира, от них самих, неблагополучных подростков с неадекватным поведением, потрепанных жизнью.

* * *

Когда я первый раз шла на занятие, от страха у меня подгибались колени. Я всю дорогу читала Иисусову молитву, Серафимо-Дивеевское правило. Нервы были на пределе, напряженно обдумывала, как начну беседу, молила Бога, чтобы Он отверз уста мои „гугнивые“ и помог хотя бы слово вымолвить. Я не знала, как встретит меня группа, захотят ли вообще ребята прийти на занятие.

Вот, наконец, я приехала в назначенное место. Сначала – проверка документов. Чтобы пройти внутрь, необходимо сдать мобильные телефоны, всю аудио- и видеоаппаратуру, режущие и колющие предметы, таблетки. После этого нас встречает воспитатель и провожает в корпус на этаж, где расположена комната для занятий.

Надо сказать, что внутренне я была готова к худшему, но все оказалось не так уж и страшно. Войдя в отремонтированный класс с видеоаппаратурой, я помолилась и стала ждать группу. Через несколько минут вошли заключенные... и я их узнала. Однажды их всех я уже видела во сне.