О программе адаптации заключенных и ее авторе Ларисе Василенко
Материал Диакона Петра Пахомова, сайт ПРАВОСЛАВИЕ.RU
Почти двадцать лет основательница фонда «Возвращение», создавшая программу адаптации «Освобождаясь – не возвращаюсь», несет тюремное служение, однако сегодня ей труднее, чем в начале 90-х – кроме пенсионерок Ларисе Василенко почти никто не помогает.
Она родилась на Западной Украине. Росла без родителей, воспитывалась бабушкой. Когда Ларисе исполнилось шесть лет, бабушка привела её в православный храм, и там она увидела Человека на Кресте, истекавшего кровью.
Она подумала, что это очень благородный Человек, и заплакала. В эти минуты и определился весь смысл её дальнейшей жизни. Тогда у нее зародилась мысль стать врачом, залечить Ему раны и послужить людям, за которых Он эти раны получил. В тот же день она приняла Таинство Крещения. А по приходе домой бабушка сняла с нее крестик, сказав: «Нельзя его носить – тебе в первый класс идти надо». Таково было советское атеистическое время.
28 ноября Преосвященный Иринарх, епископ Красногорский, посетил СИЗО №5. У ворот учреждения владыку встретили: начальник Управления ФСИН по городу Москве Анатолий Николаевич Тихомиров, начальник СИЗО № 5 Роберт Васильевич Ведышев, зам. нач. СИЗО по воспитательной работе и кадрам Александр Владимирович Полькин и старший священник учреждения - иерей Иоанн Чураков.
28 ноября в домовом храме Святителя Николая при СИЗО № 5 служили Литургию. Священнику Иоанну и дьякону Петру помогали прихожане московских приходов: алтарник Геннадий и трое певчих. По правилам СИЗО заключенные заранее пишут заявления о своем желании посетить храм. На этот день было получено 16 заявлений. На службу пришло трое. Один молодой человек готовился к исповеди и причастию Святых Христовых Тайн. Литургия закончилась, оставалось немного времени до прихода воспитателя. Батюшка благословил корреспондента сайта поговорить с причастившимся молодым человеком (назовём его Александром).
Материал Ильи Карпенко: О проблемах российской Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) мы говорим с человеком, который знает их изнутри. Отец Константин Кобелев служит в Бутырской тюрьме.
— Вы давно служите тюремным священником?
— Я служу уже одиннадцатый год, с 2003 года, сначала – в СИЗО №3 «Красная Пресня», а с 2005 года – здесь, в Бутырке, в СИЗО №2.
В Бутырской тюрьме находится храм 1782 года постройки. Исторически и функционально он – как бы сердце всего этого сооружения. Раньше там был коридор, связывающий храм с волей, и в храме во время богослужений стояли люди, пришедшие с улицы. Заключённые находились на балконах, откуда следили за ходом богослужениями, они не могли общаться с вольными.
Сейчас храм стал не только тюремным, но и больничным. Потому что рядом, по периметру – камеры, где содержатся болящие. Во времена СССР там находилось последнее пристанище заключённых перед расстрелом и ссылкой. Поэтому это очень намоленное место – понятно, что самая усердная молитва совершалась в последнюю ночь.
Отец Иосиф Фудель в своих дневниках конца XIX – начала XX века описывает своё служение в Бутырке. Он был тюремным священником, служил только в этом храме. А сейчас священники служат в приходских храмах и, помимо этого, имеют дополнительное служение здесь. И это правильно. Тюремный храм не может приносить дохода – он требует только расходов. С заключенных мы не имеем права брать денег: свечи, крестики, просфоры, иконы, книги – всё бесплатно. Но за счёт того, что священники служат в других храмах, которые их материально поддерживают, мы можем организовывать сбор средств для тюремного служения. Причём, находим не только материальные средства, но и людские резервы, то есть тех прихожан, которые будут нам помогать – алтарников, певчих, катехизаторов, просто волонтёров.
Интервью руководителя программ Московского офиса «Международная тюремная реформа» Аллы Покрас.
Кто определяет права заключенного в тюрьме? Может ли человек отстаивать свои права, находясь за решеткой?
— Можно ли как-то бороться с нарушениями в системе исполнения наказаний?
— Честно говоря, не знаю. Без желания системы искоренять собственные недостатки бороться с нарушениями очень сложно. Вы, наверное, обращали внимание на то, что достоянием гласности становятся какие-то вопиющие случаи, например, когда заключенный умер от побоев. Дело в том, что нарушения, о которых пишут, когда освобождаются из колонии, очень трудно доказать. Потому что и нарушители, и жертвы, и свидетели находятся внутри системы.
И эта системы совершенно непрозрачна для наблюдателей. Например, когда вы приезжаете в Мордовские колонии в составе наблюдательно комиссии, то поселиться вы можете только в гостинице, которая принадлежит колонии, других гостиниц там нет. То есть незамеченным туда пробраться невозможно. О каком контроле может идти речь?
Должна быть прозрачность, которую те же наблюдательные комиссии не могут обеспечить. Я уже не говорю о качестве наблюдательных комиссий, они очень разные, люди очень разные, где-то хотят разобраться, где-то – нет.
Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года (журнал № 60).
Введение
На протяжении двух десятилетий на постсоветском пространстве в пенитенциарных учреждениях строятся новые храмы и создаются молитвенные комнаты в зданиях или помещениях, находящихся в оперативном управлении учреждений УИС, которые предоставлены епархиям Русской Православной Церкви в целях проведения регулярных богослужений и совершения треб для заключенных.
В юрисдикции Русской Православной Церкви на начало 2013 года только на территории Российской Федерации в 1020 исправительных учреждениях ФСИН России имеются: 517 единиц действующих тюремных храмов, 453 молитвенных помещений для заключенных (и 37 храмовых зданий пребывают в состоянии строительства), в которых осуществляют духовно-пастырское окормление заключенных 954 священнослужителя.
Аналогичная ситуация становления православного тюремного служения на канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата наблюдается в Украине, Беларуси, других странах СНГ в условиях режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений законодательством этих стран.
Согласно Постановлениям Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 2011 и 2013 годов необходимо определить статус таких канонических подразделений, а также каноническое и правовое положение тюремных священнослужителей, исполняющих обязанности тюремного служения в учреждениях УИС (института тюремных капелланов).
Настоящее Положение является внутрицерковным документом, определяющим механизмы административно-церковного управления и статус канонических подразделений Русской Православной Церкви, которые создаются и функционируют на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы.
20 мая 2013 года в стенах Театрального центра на Дубровке состоялось собрание духовенства храмов Юго-Восточного московского викариатства и новых территорий города Москвы.
Открыл викариатское собрание духовенства Преосвященный епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Восточным и новых территорий викариатствами города Москвы, настоятель Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.
Владыка Савва напомнил присутствующим священнослужителям, что в помещении, где проходит собрание, от рук террористов погибли в октябре 2002 года 130 ни в чем не повинных людей и предложил молитвенно почтить память погибших и пропеть «вечную память».
Цель собрания – ознакомить собравшихся священнослужителей с материалами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-5 февраля 2013 года. Председательствующий сообщил, что Архиерейский Cобор Русской Православной Церкви, в состав которого входит 290 иерархов, проходил при участии 280 из них в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Собор утвердил ряд общецерковных документов и в заключение работы принял Постановление Собора и Послание к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви. Епископ Воскресенский Савва подробно остановился на докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, прокомментировал основные документы, принятые Собором и предложил всем участникам внимательно изучить все соборные материалы.
Затем председательствующий поблагодарил Епископа Красногорского Иринарха за участие в собрании и предоставил ему слово для выступления.
Сдвоенный номер 8‑9 газеты «Мир всем» стал итоговым для 2012 года. Начинается этот выпуск с традиционного Рождественского приветствия Председателя Синодального отдела по тюремному служению епископа Красногорского Иринарха, обращенного к лицам, отбывающим наказание, работникам Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, священнослужителям тюремных храмов и православным волонтерам-мирянам, несущим церковное послушание тюремного служения в местах принудительного содержания заключенных.
Также в номере размещены Рождественские поздравления Преосвященного Иринарха, епископа Красногорского, адресованные к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, министру юстиции А.В. Коновалову, директору ФСИН Г.А. Корниенко. Тема Рождества Христова продолжается в материалах о праздновании этого великого христианского праздника в колониях и следственных изоляторах.
|