Лишение свободы – наказание или унижение?

Интервью руководителя программ Московского офиса «Международная тюремная реформа» Аллы Покрас.

Кто определяет права заключенного в тюрьме? Может ли человек отстаивать свои права, находясь за решеткой?


— Можно ли как-то бороться с нарушениями в системе исполнения наказаний?

— Честно говоря, не знаю. Без желания системы искоренять собственные недостатки бороться с нарушениями очень сложно. Вы, наверное, обращали внимание на то, что достоянием гласности становятся какие-то вопиющие случаи, например, когда заключенный умер от побоев. Дело в том, что нарушения, о которых пишут, когда освобождаются из колонии, очень трудно доказать. Потому что и нарушители, и жертвы, и свидетели находятся внутри системы.

И эта системы совершенно непрозрачна для наблюдателей. Например, когда вы приезжаете в Мордовские колонии в составе наблюдательно комиссии, то поселиться вы можете только в гостинице, которая принадлежит колонии, других гостиниц там нет. То есть незамеченным туда пробраться невозможно. О каком контроле может идти речь?

Должна быть прозрачность, которую те же наблюдательные комиссии не могут обеспечить. Я уже не говорю о качестве наблюдательных комиссий, они очень разные, люди очень разные, где-то хотят разобраться, где-то – нет.

Что такое восстановительное правосудие

Материалы, касающиеся темы Восстановительное правосудие и программы "Прощение" размещены на сайте Центра духовной поддержки православных общин в заключении во имя прп. Ефрема Сирина.

Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений УИС

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года (журнал № 60).


Введение

На протяжении двух десятилетий на постсоветском пространстве в пенитенциарных учреждениях строятся новые храмы и создаются молитвенные комнаты в зданиях или помещениях, находящихся в оперативном управлении учреждений УИС, которые предоставлены епархиям Русской Православной Церкви в целях проведения регулярных богослужений и совершения треб для заключенных.

В юрисдикции Русской Православной Церкви на начало 2013 года только на территории Российской Федерации в 1020 исправительных учреждениях ФСИН России имеются: 517 единиц действующих тюремных храмов, 453 молитвенных помещений для заключенных (и 37 храмовых зданий пребывают в состоянии строительства), в которых осуществляют духовно-пастырское окормление заключенных 954 священнослужителя.

Аналогичная ситуация становления православного тюремного служения на канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата наблюдается в Украине, Беларуси, других странах СНГ в условиях режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений законодательством этих стран.

Согласно Постановлениям Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 2011 и 2013 годов необходимо определить статус таких канонических подразделений, а также каноническое и правовое положение тюремных священнослужителей, исполняющих обязанности тюремного служения в учреждениях УИС (института тюремных капелланов).

Настоящее Положение является внутрицерковным документом, определяющим механизмы административно-церковного управления и статус канонических подразделений Русской Православной Церкви, которые создаются и функционируют на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы.

Собрание духовенства храмов Юго-Восточного московского викариатства и новых территорий города Москвы

20 мая 2013 года в стенах Театрального центра на Дубровке состоялось собрание духовенства храмов Юго-Восточного московского викариатства и новых территорий города Москвы.

Открыл викариатское собрание духовенства Преосвященный епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Восточным и новых территорий викариатствами города Москвы, настоятель Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.

Владыка Савва напомнил присутствующим священнослужителям, что в помещении, где проходит собрание, от рук террористов погибли в октябре 2002 года 130 ни в чем не повинных людей и предложил молитвенно почтить память погибших и пропеть «вечную память».

Цель собрания – ознакомить собравшихся священнослужителей с материалами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-5 февраля 2013 года. Председательствующий сообщил, что Архиерейский Cобор Русской Православной Церкви, в состав которого входит 290 иерархов, проходил при участии 280 из них в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Собор утвердил ряд общецерковных документов и в заключение работы принял Постановление Собора и Послание к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви. Епископ Воскресенский Савва подробно остановился на докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, прокомментировал основные документы, принятые Собором и предложил всем участникам внимательно изучить все соборные материалы.

Затем председательствующий поблагодарил Епископа Красногорского Иринарха за участие в собрании и предоставил ему слово для выступления.

Вышли очередные номера газеты "МИР ВСЕМ"

Сдвоенный номер 8‑9 газеты «Мир всем» стал итоговым для 2012 года. Начинается этот выпуск с традиционного Рождественского приветствия Председателя Синодального отдела по тюремному служению епископа Красногорского Иринарха, обращенного к лицам, отбывающим наказание, работникам Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, священнослужителям тюремных храмов и православным волонтерам-мирянам, несущим церковное послушание тюремного служения в местах принудительного содержания заключенных.

Также в номере размещены Рождественские поздравления Преосвященного Иринарха, епископа Красногорского, адресованные к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, министру юстиции А.В. Коновалову, директору ФСИН Г.А. Корниенко. Тема Рождества Христова продолжается в материалах о праздновании этого великого христианского праздника в колониях и следственных изоляторах.

Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения (Обновление)

Документ принят на заседании Священного Синода 12 марта 2013 года (журнал № 27).


Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения

(Настоящий документ разработан применительно к законодательству Российской Федерации и существующей в ней системе исполнения наказаний. При его использовании в других странах СНГ, в странах Балтии и других странах должно учитываться местное законодательство и существующую в каждой из этих стран систему исполнения наказаний.)



Глава I. Миссия Церкви и правовые основы тюремного служения

Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осужденным); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС); ветеранам органов УИС.

Интервью первого заместителя директора ФСИН России Эдуарда Петрухина журналу "Преступление и наказание"

Об оперативной обстановке, безопасности и заботе о сотрудниках…

В интервью журналу первый заместитель директора ФСИН России генерал-лейтенант внутренней службы Эдуард Петрухин ответил на наиболее острые и важные вопросы, касающиеся деятельности уголовно-исполнительной системы.


— Эдуард Викторович, вы служите в уголовно-исполнительной системе с 1985 года, прошли путь от инженера по организации труда в колонии до первого заместителя директора ФСИН России. За это время система сильно изменилась. Каково ваше личное восприятие тех изменений, которые произошли в пенитенциарной системе страны за эти годы?

– Стоит вспомнить, что в советское время, в те или иные периоды, пенитенциарные учреждения подчинялись разным ведомствам. Значительные изменения уголовно-исполнительной политики начались в девяностые годы прошлого столетия, когда исполнение наказаний было полностью передано сначала ГУИН МВД РФ, затем управление системой перешло Министерству юстиции, и, наконец, в 2004 году была создана Федеральная служба исполнения наказаний.

Без сомнения, перемены, произошедшие в нашей стране, не могли пройти бесследно для пенитенциарной системы. Необходимость интеграции России в мировое сообщество повлекла совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, его гуманизацию. Наша деятельность стала более прозрачной и понятной для общественности.

В журнале "Преступление и наказание" опубликован репортаж о Доме ребенка в ИК-5 УФСИН России по Московской области

Дом, окутанный мифами

Дома ребенка при женских исправительных колониях давно стали поводом для разного рода домыслов, слухов и критики уголовно-исполнительной системы со стороны общественности. Мы решили разобраться с наиболее распространенными мифами, связанными с парадоксом «дети в тюрьме», и узнать, что общего они имеют с реальностью. Для этого корреспонденты Объединенной редакции вместе с главным специалистом УОМСО ФСИН России Ириной Ларионовой отправились в Можайск и посетили одну из самых известных женских колоний – ФКУ ИК-5.

Интервью с настоятелем Храма святых равноапостольных Константина и Елены в Еленовке, Донецкая область Украины

Протоиерей Александр Зоря является настоятелем храма Константина и Елены в течение двух последних лет, и тут же в Еленовке находится Волновахская исправительная колония №120. Настоятель этого храма автоматически становится и священником в колонии, где действует храм св. вмч. Георгия Победоносца. Этот храм домовой, бывшая библиотека колонии, существует около 10 лет.


— О. Александр, расскажите о вашей службе в колонии.

— Хочу начать с маленького чуда, с которым я столкнулся в начале своего служения. Когда библиотеку переделывали в храм, то в штукатурке нашли Казанскую икону Божией Матери. Она небольшая всего 10Х15 см. Ребята, которые занимались ремонтом, стали спрашивать: «А что это? Как она там оказалась?» При этом был о. Геннадий, благочинный. Он сказал: «Это милость Божия, Сама Царица Небесная благоволит, чтобы здесь был храм Божий, чтобы здесь возносились молитвы».
Я работаю с заключенными недавно. Помню, первый раз пришел смущался, боялся. Потом увидел, что ребята, которых мы называем зеками и о которых мы часто плохо думаем, на самом деле часто бывают хорошими. Я им стараюсь говорить: «Вы хорошие, вы добрые – Господь нас создал хорошими. Плохое – это наносное, не ваше, очищайтесь от него. Отходите от этого».