Цели. Если говорить о целях работы с подростками, то для меня, пожалуй, главной является: донести до их души и ума, что: Бог – это живое, постоянно пребывающее с нами Существо, наполняющее мир Жизнью и Любовью.
1) Это действительно важно, потому что для большинства из них Бог-Троица – это лишь одна из множества земных философий. А у философии, понятное дело, ничего не попросишь и ничего от нее не получишь. Поэтому, для того чтобы перейти к вопросу о молитве и покаянии, пытаюсь объяснить, что Бог живой, он нас слышит и любит, и именно поэтому мы к нему обращаемся, т. е. молимся.
2) Вторая цель – хоть немного подвигнуть их к покаянию, объяснить им весь вред их поступков, как для пострадавших, так и для них самих. (Многие практически не чувствуют своей вины и внутренне считают, что ничего плохого в том, что украл, ограбил – нет, плохо только, что попался; с убийцами сложнее: кто-то бравирует, а кто-то пребывает в сильнейшем отчаянии, и здесь подход индивидуальный, слишком велика тяжесть греха на душу).
3) Третья цель – хотя бы в основных понятиях объяснить им, что такое Вера православная, чтобы оградить их от иноверцев и сектантов. (В большинстве своем в головах у них полная каша из обрывков различных религий, суеверий и собственных мыслей по этому поводу) .
Иисус Христос говорил, что ложную религию можно будет отличить по тому, что она произведет, — по ее плодам. Он предупреждал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их…» (Матфея 7:15—20). Однако учения и дела сект показывают, что фактически они не верят Библии и не знают, что такое богобоязненность. Они предали Бога и Библию. О существовании сект и опасности, которую они несут своими учениями сегодня знают многие. Большая заслуга в этом принадлежит Александру Леонидовичу Дворкину — крупнейшему исследователю современного религиозного сектантства, главному активисту антисектантского движения в России, доктору философии, историку, публицисту, православному богослову и президенту Центра религиоведческих исследований во имя Священномученика Иринея Лионского.
— Вопрос. Владыка, благословите! Как Вы полагаете, нельзя ли было бы провести что-то типа конкурса на лучшее убранство храма в ИУ в каждой епархии, а старост храмов-победителей из числа осужденных как-то поощрить? Как Вы на это смотрите?
Артемий, Череповец
— Ответ. В 2012 году руководством ФСИН России, Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, Общественного Совета при Федеральной службе исполнения наказаний и Общероссийской общественной организации «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы» утверждено Положение о Всероссийском смотре религиозной деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, «Не числом, а смирением». В рамках этого смотра ежегодно проводятся поочередно Конкурс православной иконописи осужденных «Канон» и Конкурс православной живописи осужденных «Явление».
В 2013 году во всех без исключения колониях проводился конкурс «Канон», заключительный этап которого состоялся в январе 2014 года в Москве во время XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Осужденные, занявшие призовые места, поощрены денежными премиями и почетными званиями лауреатов конкурса, а православные общины храмов, которые представили на конкурс иконы, написанные заключенными – Благословенными грамотами Синодального отдела по тюремному служению и ценными подарками
Корреспондент: Дмитрий Викторович, Вы православный верующий начальник СИЗО. Интересно, Вы, как положено православному верующему, брали благословение у священника на это интервью?
Д.В.Комнов: Да. Благословение на разговор с Вами я взял у своего друга и товарища по Университету отца Андрея Овчинкина.
Корреспондент: Удивительно,Дмитрий Викторович, Вы учитесь в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете. Это редкий, единственный случай для сотрудников ФСИН. Скажите, почему Вы выбрали такой вуз, зачем Вам нужно духовное образование?
Д.В.Комнов: Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Во-первых, я всегда тянулся к вере, хотел глубже понять духовный мир. Что дает обучение? Глубокое понятие о Боге. Тем более, в Университете умные и талантливые педагоги, увлекательные лекции. Для чего человеку нужно духовное образование? Давайте с вами вместе подумаем. Например, для того, что бы человек обретал внутреннюю красоту, личностные качества.
После освящения храма нашему корреспонденту удалось взять интервью у руководителя Управления ФСИН по Москве – Анатолия Николаевича Тихомирова, в бытность которого начальником СИЗО №5 велось строительство храма.
Корреспондент: Что Вы лично сделали для успешного завершения строительства храма в СИЗО № 5? А.Н.Тихомиров: Строительство храма начал мой предшественник, ныне покойный Сергей Иванович Полтавский. Я готовил подписание соглашения о землепользовании территориальным органом для строительства храма в СИЗО-5 и подписал его. Дальше мне оставалось самое простое – не мешать отцу Иоанну и всем батюшкам строить новый храм, служить в домовом храме, вести беседы с заключенными и прочее.
7 января 2014 года, в праздник Рождества Христова, в новоосвященном храме Святителя Николая в СИЗО № 5 состоялась Рождественская Литургия для хозяйственного отряда учреждения. Это была вторая Божественная литургия в этом храме, и впервые иерейским чином. Служил старший священник Никольского храма иерей Иоанн Чураков. В алтаре пономарили Геннадий Колин и Петр Ларюшкин. Пел хор под управлением Елены Чураковой. Обычно такая литургия раньше служилась на второй, третий или даже четвертый день праздника Рождества Христова. Встречать великий праздник в тюрьме как священнику, так и церковнослужителям приходилось впервые. На богослужении присутствовал сотрудник воспитательного отдела.
Литургии предшествовали чин исповеди с беседой об основных причинах человеческих греховных поступков и чтение часов с последованием ко святому Причащению. Литургия совершалась в преддверии Патриаршего визита намеченного на 14 часов, и ожидание приезда Первосвятителя, о котором заключенные были предупреждены заранее, добавляло всем присутствующим праздничного настроения.
Сегодня наш гость – Протоиерей Леонид (Кучерук). Старший священник Следственного изолятора № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве.
— Батюшка, расскажите немного о себе.
— Родился на Украине в семье священника. В 1976 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, успешно её окончил и поступил в Академию. После окончания вернулся в Симферополь и прослужил 19 лет в Крымской Епархии. Построил храм в честь Святителя Николая в г. Приморске и подал прошение на перевод в Москву. В 2001 году начал служить в московском храме «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке вторым священником. Настоятелем храма был ныне покойный протоиерей Николай (Матвиенко).
— С чего началось Ваше тюремное служение? Давно ли? Думали ли Вы когда-нибудь, что будете служить в тюрьме?
— В 2004 г. наш Благочинный – протоиерей Николай Кречетов –позвонил мне и спросил, не хочу ли я послужить в тюрьме. По послушанию я согласился, хотя это было неожиданно. До этого я не думал о тюремном служении. Потом вышел Указ покойного Святейшего Патриарха Алексия о моём назначении и я поехал в СИЗО № 4.
— Как Вас встретило руководство СИЗО № 4?
— Приветливо встретили, мы сразу нашли общий язык.
Материал диакона Петра Пахомова, сайт ПРАВОСЛАВИЕ.RU
Интересную информацию получаешь, едва ступив на древнюю землю Греции: автобус фирмы «Музенидис», организующей паломничества, прямо из аэропорта везет меня в Уранополис (это очень удобно, потому что теперь не надо спешить на автостанцию, рискуя опоздать на последний рейс), а в пути молодой человек, сопровождающий от фирмы, вооружившись микрофоном, снабжает вас любопытными сведениями. «Аватон» – закон, по которому Афон для женщин закрыт, принят еще при императоре Иоанне Цимисхии (969–976). Сегодня доступ на Святую Гору запрещает греческий закон под номером 186, и женщина, нарушившая его, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 12 месяцев. Гид рассказал, как какие-то наши (так и хочется сказать «бабы», потому что слово «женщина» к ним не подходит) взяли лодку и заплыли на Афон и лишь благодаря дипломатии фирмы «Музенидис» отделались штрафом в 3 тыс. евро. Забегая вперед, скажу, что, вернувшись домой, прочитал в интернете целую работу одного молодого человека, в которой собрано много свидетельств о проникновении женщин на Афон. Мне очень «понравился» его оригинальный аргумент: женщинам-археологам, историкам и прочим специалистам, дескать, необходимо приезжать на Афон. Что только враг человеческий не придумает, чтобы выселить монахов! Не проще ли выбирать научные интересы так, чтобы их можно было удовлетворить?..
Материал Ларисы Хрусталевой о протоиерее Глебе Каледе
Имя учёного и священника – протоиерея Глеба Каледы – известно многим. Человек он был необычный, удивительно разносторонний. Но была у отца Глеба одна черта, которая объединила и связала меня с ним на долгое время. Его душа болела о самых несчастных и бесправных – о тюремных узниках. Он посвящал много времени Бутырскому храму, где окормлял свою непростую паству – разбойников, грабителей, убийц… Тех, кого презирает человеческое общество, но не отвергает Бог.
Как-то так сложилось, что я стала прихожанкой храма Святой Троицы на Грязех, где настоятелем является протоиерей Иоанн Каледа. Мне посчастливилось познакомиться со многими членами этой замечательной семьи – с матушкой Иулианией – настоятельницей Зачатьевского монастыря, с отцом Кириллом – настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, с Василием Глебовичем, врачом-психиатром и другими.
Отец Иоанн, продолжая дело отца, тоже несет бремя тюремного служения. А мы, его паства, помогаем ему в этом чем можем. Я много лет веду переписку с заключёнными. Жалею и молюсь о них. Среди узников особую «статью» составляют заключенные с пожизненным лишением свободы (ПЛС), бывшие смертники. Эти люди никогда больше не выйдут на свободу, не увидят своих близких, не похоронят родителей. Им суждено жить в суровейших условиях, в камерах с холодными голыми серыми стенами, где табуреты прибиты к полу, где еду подают в «кормушки» на специальной деревянной лопатке – таким терять нечего. Похоронят их здесь же, и на могиле не будет ни имени, ни фамилии, ни креста. Эти живые люди для мира уже мертвы. Но Господь по-иному судит, и дает им надежду на спасение, а нам через них – порой совершенно неожиданное утешение. Пример тому – письмо от пожизненно заключённого Вадима К., попавшее ко мне в день рождения отца Глеба Каледы.
Ворота открываются, и человек со справкой об освобождении возвращается в нашу жизнь. Как он будет жить дальше? Почему так велика вероятность, что он опять свернет на скользкую дорожку?
Материал Ольги Кузнецовой с сайта Милосердие.ru
В колонии
В обществе подчас бытует мнение: если человек совершил преступление, то лишение свободы – это еще не наказание. Он должен страдать, терпеть лишения, ограничения во всем, он должен лишиться своего «я». Он должен жить по правилам тюремного отряда: если кто-то провинился, наказание понесут все. По этой логике, заключенный, нахлебавшись вдоволь такой жизни, не захочет повторения. Практика показывает – не получается, эта система не работает.
|