Глеб Каледа - новый фильм о его служении. (ссылка на видео)

Фильм "Коридор № 6" в котором рассказано о тюремном служении первого московского священника, окормлявшего тюрьмы — протоиерея Глеба Каледы, снят телекомпанией «Сретение» Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата.

Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения России

В настоящей статье представлены основные направления, виды и принципы организации миссии тюремного служения Русской Православной Церкви в пенитенциарных учреждениях России и на постпенитенциарном пространстве, после прочтения которой читателю предлагается поразмыслить о перспективах развития церковного служения в местах принудительного содержания, а также об определении правого положения тюремных храмов и пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, несущих послушание на постоянной основе в условиях режимных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.


Епископ Красногорский Иринарх,
викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,
председатель Синодального отдела Московского Патриархата
по тюремному служению

В тюрьме по доброй воле. Интервью Преосвященного епископа Карасукского и Ордынского Филиппа.

Интервью подготовлено пресс-службой Карасукской Епархии Новосибирской Митрополии после посещения Исправительной колонии № 15/91 Главного управления Федеральной службой исполнения наказаний по Новосибирской области в с. Табулга Чистоозёрного района.


— Владыка, Вы впервые в исправительном учреждении? Что Вы почувствовали, когда переступили его порог? Расскажите о своих впечатлениях.

—Посещение исправительного учреждения для меня не в первый раз. Будучи руководителем отдела по духовному окормлению детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей Новосибирской епархии мне приходилось навещать своих подопечных – воспитанников или выпускников детских домов, попавших в места лишения свободы. Но – дети и подростки – это одно, а взрослые, состоявшиеся люди – это совсем другое.

Когда ты попадаешь за высокий забор с колючей проволокой, то понимаешь, что идёшь с духовной миссией, что рядом с тобой священнослужители, что тебя туда приглашали, ждут, что ты идёшь сказать слово Божие людям.

Митрополит Антоний как тюремный служитель. Воспоминания Елены Вороновой. К 100-летию со дня кончины.

15 ноября 2012 года исполняется 100 лет со дня кончины митрополита Антония (Вадковского). Митрополит Антоний (Вадковский) занимал Петербургскую кафедру с 1898 по 1912 годы. Приведенные воспоминания свидетельствуют об особом внимании митрополита к узникам. Как видно из мемуаров Веры Фигнер, он сумел завоевать расположение даже закоренелых атеистов и активных богоборцев. Некоторых из них ему удалось направить на путь истинный, о чем свидетельствует Елена Воронова.

Служение в СИЗО как средство от пастырского выгорания

Окормление паствы в следственном изоляторе – это особый вид служения. И весьма нелегкий. Но, несмотря на сложную паству, настоятель Покровского храма в Бутырской тюрьме протоиерей Константин Кобелев видит в таком служении немало плюсов для пастыря. В чем конкретно они заключаются, он и рассказал сайту «Православие.ру».


Высокое напряжение


— Отец Константин, Вы говорите, что пастырское окормление в СИЗО – это особенная форма служения. В чем особенность?

— В том, что подследственные и те, кто получили свой срок, но пока не знают, куда их отправят отбывать наказание, находятся в состоянии сильного стресса. И в этот момент требуется весь твой священнический опыт, все умение и навыки, чтобы поддержать такого человека, пробудить и укрепить в нем веру в Бога

Синодальный отдел по благотворительности организует курс дистанционного обучения социальному служению

По благословению председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона с середины сентября 2012 года по февраль 2013 года Синодальным отделом будет проведен бесплатный курс дистанционного обучения социальному служению на приходах с возможностью прохождения практики в Москве.

Вышло пособие по социальной работе с подростками-правонарушителями

Как помочь подросткам, прошедшим через воспитательные колонии, адаптироваться к жизни на свободе, рассказывает пособие «Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения», которую Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви выпустил в серии методических и справочных материалов «Азбука милосердия». Пособие будет полезно в социальной работе священников и приходских социальных работников, добровольческих и молодежных организаций.

Первая глава книги написана специалистами петербургского Центра социальной адаптации свт. Василия Великого, уже 11 лет работающего с подростками-правонарушителями. В ней рассказывается, как подготовить подростка к освобождению, пока он еще находится в колонии, как установить с ним контакт и достигнуть доверия, как помочь ему решить общие проблемы: где жить на свободе, кем устроиться работать, как вернуться к учебе. Большое внимание уделено и социальному сопровождению подростка после освобождения, в том числе работе с его семьей.

Митрополит Антоний (Сурожский). Священник в тюрьме

Один из вопросов, который мне был поставлен, — что я чувствовал, когда был тюремным священником в нескольких тюрьмах Англии и Лондона. Я хотел бы поделиться соображениями, которые связаны с этим и которые может быть имеют смысл для других людей.

Первое: что значит быть арестованным?

Впервые в храме Бутырского тюремного замка в Светлый понедельник Пасхи Христовой состоялось архиерейское Пасхальное Богослужение

По случаю празднования Светлого Христова Воскресения в Светлый Понедельник 16 апреля 2012 года в тюремном храме Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырском тюремном замке для заключенных состоялось торжественное праздничное богослужение – Божественная Литургия, которую возглавил Преосвященный Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению. Владыке сослужил многочисленный клир тюремных священнослужителей, состоящий из пяти протоиереев, в числе которых старший священник Покровского тюремного храма протоиерей Константин Кобелев, семи священноиереев и трех диаконов.

Под высокими сводами храма, построенного в самом эпицентре Бутырского тюремного замка, мелодично звучало пение церковного хора, периодически прерываемого ектениями диаконов и молитвословиями священнослужителей. Пасхальному восклицанию Преосвященного Владыки «Христос Воскресе!» отзывалась стоящая в храме многочисленная паства, состоящая из лиц, содержащихся в следственном изоляторе, осуждённых хозяйственной обслуги, мирян-волонтеров, несущих послушание тюремного служения, сотрудников и ветеранов этого пенитенциарного учреждения ГУФСИН России по городу Москве.

Рассказ о «службе» старшего священника храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме протоиерея Константина Кобелева


Как преодолеть недоверие к тюремному священнику? В чем особенность служения в московском следственном изоляторе, где нет и не может быть постоянной паствы? В чем специфика отношения священника к осужденному? А главное, зачем все это нужно конкретному человеку в конкретной жизненной ситуации? По словам сотрудников тюрем и самих осужденных, эти вопросы стоят достаточно остро. Искать ответы корреспондент «Фомы» отправился в следственный изолятор №2 — Бутырскую тюрьму.

Писатель Сергей Довлатов три года служил во внутренних войсках —был охранником в исправительной колонии в Республике Коми. «Став надзирателем, — писал он позже в повести «Зона», — я был готов увидеть в заключенном — жертву. А в себе — карателя и душегуба… Через неделю с этими фантазиями было покончено… Я обнаружил поразительное сходство… между заключенными и надзирателями». Мне кажется, что нечто похожее можно увидеть в отношениях тюремного священника и осужденного. Если приглядеться…

Иерей (Примечание 1) — Константин Кобелев, старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме, исповедовал находящегося в камере осужденного, сам при этом оставался в коридоре: разговор шел через маленькое окошко в железной двери. Это неудобно, но делать нечего.