Репортаж Татьяны Фалиной о том, как в Нижегородской епархии помогают бывшим заключенным


Экскурсия семинаристов Нижегородской духовной семинарии на деревообрабатывающее производство в ик 11. Город Бор Нижегородской области, 2010 г.

— Знаешь, какая работа у меня была! Дальнобой — дорога, простор. Я ведь двадцать лет за баранкой. Машину знал, как себя самого, каждый винтик по памяти мог назвать. А теперь-то что говорить об этом… — Андрей встряхивает седой головой, отгоняя воспоминания.
— Тебе же освобождаться через несколько месяцев. Вот снова за руль и сядешь.
— Ну нет… кому я там на воле нужен. Меня не то что к машине, к велосипеду никто не подпустит… Говорят, на воле и так безработица, а уж нам, сидевшим, и вовсе не на что рассчитывать.

Андрей отсидел в колонии почти десять лет. За это время жизнь на воле так изменилась, что вписаться в нее пожилому человеку кажется нереальным. Но это проблема не только пожилых людей — даже молодые и образованные после освобождения из колонии очень туманно представляют свои перспективы на свободе. Подтверждение тому — неумолимая статистика рецидивов. Согласно ей, около 60 % осужденных, а это 400 тысяч человек, содержащихся в российских тюрьмах, отбывают наказание не впервые. И это не случайность.

Радость пасхального праздника архиепископ Егорьевский Марк разделил с узниками московского СИЗО.


25 Апреля в субботу второй седмицы по Пасхе управляющий Северным викариатством Первопрестольной, архиепископ Егорьевский Марк, совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в следственном изоляторе №5 г. Москвы. Под пасхальный перезвон колоколов Свято-Никольского храма на территории учреждения владыку Марка приветствовал начальник учреждения подполковник в/с Евгений Александрович Добров.


Преосвященному Архипастырю сослужили благочинный Знаменского округа протоиерей Сергий Куликов, старший священник учреждения протоиерей Иоанн Чураков, клирики храма протоиерей Димитрий Шумов и протоиерей Димитрий Бондаренко. За богослужением пел хор тюремного храма под управлением Ксении Ульяновой. За богослужением присутствовала помощник начальника управления ФСИН г. Москвы по правам человека Анастасия Николаевна Чжу, благотворители храма, православная миссионерская община учреждения, заключенные, отбывающие наказание в мужском и в женском хозяйственных отрядах СИЗО. На сугубой ектенье была вознесена молитва о мире на Украинской земле.

Пасхальное телеобращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

12 апреля 2015 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с Пасхальным обращением к телезрителям.

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Вся жизнь Церкви связана с главным событием человеческой истории — с Воскресением Христовым. Этим событием открыта новая страница бытия. Смерть побеждена. Зло не всевластно. Царство Божие доступно для всех. Господь наш Иисус Христос первым прошел тот путь, которым предстоит идти каждому из нас. Но страх смерти теперь уже не парализует или, по крайней мере, не должен парализовать нашу волю, наши чувства и разум. Потому что Христос воскрес, а значит, воскреснем и мы к новой, вечной жизни.

Когда воскрес Спаситель, иудейское государство находилось в тяжелом кризисе. Умы и сердца многих были поглощены беспокойством о том, что же будет завтра. И только маленькой группе учеников Христовых стала известна новость, что их распятый людской злобой Учитель воскрес из мертвых. А это значит, что Он действительно Бог и Спаситель. И если мы с Ним, то нам уже нечего бояться. Так и сегодня мы не должны пугаться, когда нас пугают информационные потоки, потому что с нами Бог и мы со Христом, когда слушаем Его и стараемся выполнять Его заповеди.

Пасха Господня — праздник огромной духовной силы. Радостная весть о Воскресении сметает на своем пути наши грехи и немощи, ошибки и упущения. Эта весть приходит в сердца торжеством о победе добра над злом, правды Божией над лукавством мира сего. Как важно не только помнить об этой вести, но и жить ею, совершая дела правды и милосердия.

30-летие пресвитерской хиротонии Преосвященного Иринарха, епископа Красногорского

В среду Светлой седмицы 15 апреля 2015 года исполнилось 30-летие пресвитерской хиротонии Преосвященного Иринарха, епископа Красногорского, председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В день юбилея епископ Иринарх возглавил божественную Литургию в Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при храме святителя Николая Мирликийского в Заяицком города Москвы, расположенном на Раушской набережной, в котором Указом Святейшего Патриарха Владыка назначен настоятелем. Преосвященному епископу Иринарху сослужило духовенство храма, старшие священнослужители храмов при следственных изоляторах города Москвы, столичное духовенство.

После окончания богослужения, крестного хода, провозглашения многолетий Преосвященный епископ Иринарх принимал поздравления от сослуживших ему священнослужителей, клириков, детей-учащихся Воскресной школы, сотрудников и прихожан храма святителя Николая в Заяицком, сотрудников, возглавляемого Владыкой Синодального отдела по тюремному служению.

Духовенство пожелало Владыке крепости душевных и телесных сил. В своем ответном слове Преосвященный епископ Иринарх поблагодарил всех за поздравления, преподал всем свое архиерейское благословение.

В Храмах при ФКУ СИЗО-2 и СИЗО - 5 УФСИН России по г. Москве состоялись праздничные пасхальные богослужения


13.04.2015 в Храмах при ФКУ СИЗО-2 и СИЗО - 5 УФСИН России по г. Москве состоялись праздничные пасхальные богослужения, которые проводили старший священник Храма «Покрова Пресвятой Богородицы» при СИЗО-2 протоиерей Константин (Кобелев) и протоиерей Иоанн (Чураков) - старший священник Храма «Святителя Николая Чудотворца» при СИЗО-5.

В богослужениях принимали участие лица, заключенные под стражу, осужденные отрядов хозяйственного обслуживания, сотрудники и ветераны учреждений.

Пресс-служба УФСИН России по г. Москве


АНОНС. Пятилетие создания Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви

В 2015 году исполняется 5-летие со дня образования Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, учреждение которого пришлось на 5 марта 2010 года. В Постановлении Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 6) было определено:

1. «Образовать Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, передав в его компетенцию из ведения Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями».

2. «Председателем Синодального отдела по тюремному служению назначить епископа Красногорского Иринарха».

Празднование 5-летия состоится 16 апреля 2015 года в Светлый Четверг на Пасхальной седмице.

«Жили двенадцать разбойников». Материал Натальи Иртениной.

Русский характер в течение веков складывался из диаметрально противоположных по содержанию компонентов. Если образно разложить его на составляющие, то на одном конце линейки координат окажется монах-аскет, на другом — разбойник. А в «неевклидовой геометрии» национального фольклора переход между этими предельными точками оказывается краток. Два образа соединяются в фигуре-архетипе раскаявшегося разбойника.

В русском фольклоре образ покаявшегося разбойника настолько укоренен, что легенды на эту тему рождаются будто сами собой, переосмысливая конкретные исторические факты и предания. В основе этих легенд, конечно, евангельский рассказ. Но если у евангельского разбойника покаяние происходит на кресте, после чего он умирает, обретая вечную жизнь, то обычного разбойника глубина покаяния приводит к тому, что он умирает для мира — становится монахом. Причем фольклорные повествования обычно трансформируются во времени до тех пор, пока легенда не нарисует цельный образ бывшего разбойника, непременно ставшего основателем монастыря. За примерами и ходить далеко не надо.

Оптину пустынь, по легенде, основал разбойник Опта. Бобренев Рождественский монастырь в Коломне, опять же по легенде, — разбойник Бобреня. Николо-Берлюковскую пустынь в ближнем Подмосковье — разбойник Берлюк. Троицкий монастырь в Лебедяни (Липецкая область) — разбойник Тяпка. Николо-Стороженскую обитель у Ладожского озера — разбойник Козьма (в иночестве Киприан). В четырех примерах из пяти можно с разной степенью достоверности говорить о том, что легенды родились из народных воспоминаний о том, как в соответствующих местах промышляли со своими шайками все эти Берлюки, Тяпки и прочие. Даже там, где имеются точные исторические сведения (Бобренев монастырь основан воеводой Д. М. Боброком-Волынским по обету после Куликовской битвы), фольклор все равно со временем рисует излюбленную фигуру раскаявшегося разбойника, ставшего зачинателем монашеской обители.

По обе стороны решетки. Материал из книги «От сумы и тюрьмы… Книга для всех».

Татьяна Павловна Борискина преподает в двух воскресных школах Новый Завет и церковнославянский язык, а также занимается Законом Божиим в СИЗО с несовершеннолетними правонарушителями. Несколько лет назад она пережила клиническую смерть. Духовный опыт, приобретенный ею в состоянии смерти, изменил всю ее прежнюю жизнь.


Как я пришла в СИЗО

Если бы мне сказали лет восемь-десять назад, что я буду вести духовную работу с несовершеннолетними правонарушителями – я бы просто не смогла принять это всерьез, так далеко я была мыслями от их мира, от них самих, неблагополучных подростков с неадекватным поведением, потрепанных жизнью.

* * *

Когда я первый раз шла на занятие, от страха у меня подгибались колени. Я всю дорогу читала Иисусову молитву, Серафимо-Дивеевское правило. Нервы были на пределе, напряженно обдумывала, как начну беседу, молила Бога, чтобы Он отверз уста мои „гугнивые“ и помог хотя бы слово вымолвить. Я не знала, как встретит меня группа, захотят ли вообще ребята прийти на занятие.

Вот, наконец, я приехала в назначенное место. Сначала – проверка документов. Чтобы пройти внутрь, необходимо сдать мобильные телефоны, всю аудио- и видеоаппаратуру, режущие и колющие предметы, таблетки. После этого нас встречает воспитатель и провожает в корпус на этаж, где расположена комната для занятий.

Надо сказать, что внутренне я была готова к худшему, но все оказалось не так уж и страшно. Войдя в отремонтированный класс с видеоаппаратурой, я помолилась и стала ждать группу. Через несколько минут вошли заключенные... и я их узнала. Однажды их всех я уже видела во сне.

СПАСЕНИЕ НЕГОДЯЕВ Зачем и от чего нам спасаться?


— Алексей Ильич, в одной из своих статей Вы называете христианство «антирелигиозной религией». С чем связано такое неожиданное определение?

— Начну с обращения к несколько необычному авторитету. Фридрих Энгельс, тщательно изучавший историю христианства, пришел к выводу, что христианство, возникнув на мировой арене, «вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями». Он прямо называет христианство «крупным революционным движением».

Энгельс в данном случае был вполне прав. Но он даже не предполагал, какую услугу оказал этим своим заявлением христианской апологетике.

О чем идет речь? Основная идея антихристианской пропаганды заключается в том, что христианство является естественным продуктом взаимодействия предшествовавших и современных христианству различных религиозных верований и философских идей. Однако исследование христианской веры и ее истории показало даже тому же Энгельсу, что новая религия возникла, во-первых, «революционно», то есть неожиданно, а не постепенно слагаясь из различных иудейских и языческих верований; во-вторых, она вместо мирного сосуществования со всеми «подобными» себе религиями, напротив, вступило с ними в непримиримую полемику по всем основным религиозным и философским вопросам.

Гримасы возраста. Из опыта посещения несовершеннолетних в СИЗО. Рассказывает катехизатор СИЗО-5 Геннадий Колин.

Цели. Если говорить о целях работы с подростками, то для меня, пожалуй, главной является: донести до их души и ума, что: Бог – это живое, постоянно пребывающее с нами Существо, наполняющее мир Жизнью и Любовью.



1) Это действительно важно, потому что для большинства из них Бог-Троица – это лишь одна из множества земных философий. А у философии, понятное дело, ничего не попросишь и ничего от нее не получишь. Поэтому, для того чтобы перейти к вопросу о молитве и покаянии, пытаюсь объяснить, что Бог живой, он нас слышит и любит, и именно поэтому мы к нему обращаемся, т. е. молимся.


2) Вторая цель – хоть немного подвигнуть их к покаянию, объяснить им весь вред их поступков, как для пострадавших, так и для них самих. (Многие практически не чувствуют своей вины и внутренне считают, что ничего плохого в том, что украл, ограбил – нет, плохо только, что попался; с убийцами сложнее: кто-то бравирует, а кто-то пребывает в сильнейшем отчаянии, и здесь подход индивидуальный, слишком велика тяжесть греха на душу).


3) Третья цель – хотя бы в основных понятиях объяснить им, что такое Вера православная, чтобы оградить их от иноверцев и сектантов. (В большинстве своем в головах у них полная каша из обрывков различных религий, суеверий и собственных мыслей по этому поводу)
.