3 июня 2010 г. в столице прошла ежегодная конференция «Взаимодействие церковных приходов и общественных организаций с православными общинами в местах лишения свободы. Реальный опыт, проблемы и перспективы». Конференция была открыта тематическими докладами. Христианский общественный благотворительный фонд «Старый свет» был представлен Проценко Евгением Николаевичем, его председателем. «Старый свет» занимается профилактикой наркомании и алкоголизма, а также реабилитацией подверженных этим недугам людей. Основная форма деятельности организации – амбулаторная. Уже почти 8 лет при поддержке Фонда при одном из подмосковных приходов работает реабилитационный центр длительного проживания. «Старый свет» и Отдел по тюремному служению связывают общие проблемы: по словам Е.Н.Проценко, «наши подопечные через одного, если не чаще, попадают в места лишения свободы», а отсутствие работы с алко- и наркозависимыми в тюрьмах приводит к рецидивам. Возможные формы сотрудничества, предложенные председателем «Старого света», - участие в работе над концепцией тюремного служения Русской Православной Церкви (в тех аспектах, которые касаются деятельности фонда); участие в организации реабилитационных программ и центров; проведение подготовительной работы с химически зависимыми людьми, находящимися в заключении; организация консультационных пунктов; информирование об особенностях работы с людьми, страдающими химической зависимостью. Небольшая группа людей при Андреевском монастыре занимается тюремным служением. Два раза в год они проводят благотворительные ярмарки, чтобы собрать деньги на помощь заключенным. Группа отправляет около 30 вещевых посылок в месяц. Рабочих рук, как всегда, не хватает. Ирина Мамонтова, представитель этой группы на конференции, рассказала о проекте журнала «Помощь заключенным»: «Я смотрела издания, которые выпускаются на эту тему. Они, как правило, занимаются не помощью заключенным, а рассказывают про заключенных, это горячие темы - всем интересно, как там, в тюрьме. Что касается помощи заключенным, у нас нет такого органа». Один из главных вопросов, волнующих освобождающихся – куда идти? Ответить им пока нечего. По словами Ирины, всего 2-3 монастыря берут на работу бывших заключенных, реабилитационных центров также единицы. Необходимо решать эту проблему, а ответы на волнующие узников вопросы можно будет размещать в новом журнале. Доброволец центра духовной поддержки православных общин в заключении при ПСТГУ, Ольга Яковлева, рассказала о проекте «Примирение». Цель программы – восстановление связи между заключенными, имеющими несовершеннолетних детей, и их семьями. По словам Ольги Яковлевой, опекуны нередко нуждаются даже в более серьезной духовной и психологической поддержке, чем сами заключенные. Часть опекунов – как правило, бабушки – со страхом ожидают возвращения своих детей из мест заключения, а внуки называют этих бабушек своими мамами. В такой обстановке больше всего страдает ребенок. Направления работы по программе следующие: работа с детьми и опекунами; работа с заключенными родителями и с православными общинами в местах лишения свободы; подготовка к освобождению и работа с семьями освободившихся. Реализация программы предусматривает формирование базы данных семей заключенных, имеющих несовершеннолетних детей. Работа с детьми и опекунами - это в первую очередь приобщение детей заключенных к православной культуре: посещение праздников, театров и экскурсий, а также помощь в организации обучения детей в воскресных школах. Для опекунов предусмотрены встречи и беседы по православной тематике, «уроки семейной любви», консультации с православными психологами. Работа в местах лишения свободы включает в себя организацию воскресной школы, группу изучения Евангелия, дистанционное обучение по утвержденной программе с последующей выдачей свидетельства об окончании. В обучение входит также ознакомление заключенных с понятиями христианской семьи и с православным церковным этикетом. Православные общины в местах заключения должны быть обеспечены детской православной литературой, которую родители могли бы послать в подарок своим детям. Перед подготовкой к выходу на свободу заключенные должны быть обеспечены «памяткой освобождающегося», в которой будут указано, куда можно обратиться за поддержкой, а также будут содержаться некоторые советы юристов. На добровольной основе должно проводиться анкетирование, на основе которого психолог мог бы проконсультировать родственников освобождающегося. Направления работы на следующем этапе – помощь родителям, страдающим алкоголизмом и наркоманией, в рамках программы «Двенадцать шагов» (проводится фондом «Старый свет»), организация совместных паломнических поездок, консультации православных психологов, участие вместе с детьми в православных праздниках и экскурсиях. К активной рабочей группе можно присоединиться на сайте Общины В настоящее время «Примирение» реализуется в Москве. В случае успешного опыта разработки могут быть распространены по епархиям. На конференции были представлены две новых программы дистанционного обучения в местах лишения свободы. Курс Четвероевангелия, реализуемый в колониях, для многих заключенных оказался слишком сложным. Выпускница ПСТГУ, Наталья Русакова, разработала программу предмета «Закон Божий» по книге прот. Дмитрия Соколова. Курс предполагает заочное и индивидуальное обучение для всех, желающих узнать азы православия, рассчитан на 6 месяцев, представляет собой уроки с подробными методическими указаниями. В конце его проводится олимпиада. Среди пожизненно заключенных курс оказался очень популярен, поступило уже около 150 заявок на участие в нем. Вторая программа предполагает изучение истории Церкви. Надежда Олейникова, также выпускница ПСТГУ, создала его на основе книги протопресвитера Александра Шмемана «Исторический путь Православия». Поскольку отец Александр писал для семинаристов, текст ее поясняется за счет приложений. Ответы заключенных проверяются на основании книги, и им сообщаются результаты. Курс рассчитывается на год при условии полуторачасовых занятий 2 раза в неделю. В данный момент он проходит апробирование в одной из колоний. Н.В.Пономарева, руководитель центра духовной поддержки православных общин в заключении во имя прп.Ефрема Сирина, рассказала о двухлетнем опыте миссионерства в следственном изоляторе №2 (Бутырка). Было организовано два направления работы: с хозяйственным отрядом и по камерам. Группа миссионеров каждое воскресенье в течение четырех месяцев посещала следственный изолятор. За чаепитием они встречались с теми из представителей хозотряда, кто мог и хотел посещать эти беседы (40-50 человек, приблизительно половина всего отряда). На занятиях обсуждались заранее подготовленные темы, заключенные получали ответы на сложные вопросы, возникавшие у них, беседовали с миссионерами индивидуально. Эта деятельность была благословлена старшим священником изолятора, о.Константином Кобелевым, который присутствовал на первом собрании. После четырехмесячных встреч с хозотрядом в Бутырке стал работать кружок чтения Священного Писания (первоначально в нем принимали участие 12 заинтересовавшихся). Около полугода миссионеры вели эти Библейские часы в изоляторе, а затем участники кружка сами стали миссионерствовать среди хозотряда, и теперь кружок пополняется новыми членами. Другое направление деятельности было направлено на основную часть находящихся в изоляторе – подследственных, подозреваемых, обвиняемых. По камерам раздавали книги о. Александра Борисова, предлагали письменно задавать вопросы, оставляли адрес. Точно так же желающие могли обучаться по самому короткому курсу Катехизиса по книге епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского). В следующее посещение миссионеры собирали отзывы, проводили анкетирование. Для желающих помочь в несении слова Божия узникам Н.В.Пономарева готова провести подготовительные занятия. Наталья Николаевна Кузнецова, штатный сотрудник московской комиссии по социальному служению (под руководством о.Аркадия Шатова), занимается социальным сопровождением несовершеннолетних девочек, которые едут через Москву после своего освобождения из Новоосколькой колонии. Многие из них едут в поезде впервые (не считая «столыпинского вагона», в котором их везли в колонии). Оказавшись в Москве и сталкиваясь с фактом существования девяти вокзалов (вместо одного), они совершенно теряются. Кроме того, вокзалы и пересадочные пункты становятся точками риска для не ориентирующихся в жизни ребят. Н.Н.Кузнецова рассказала о проекте, предложенном Комиссией по социальному служению. Конечно, несовершеннолетние заключенные - особая категория: они не только заключенные, но еще и дети. Процент рецидива среди них особенно велик, потому что по выходе они еще менее адаптированы к жизни, чем взрослые люди. Либо они попадают в ту же среду общения, либо оказываются в социальном «вакууме». Так или иначе, замещающего круга общения у них нет. Эту проблему может решить Церковь. Если среди всех проходящих по этапам девочек проводить анкетирование ( и социальное, и об отношении к вере) и налаживать их переписку с приходом по месту жительства, это может привести к созданию доверительных отношений. Скорее всего, по освобождении подросток придет на этот приход. Останется ли он там – неизвестно, но если он никого там не знает, он точно туда не пойдет. В приходе рядом с колонией должен появиться штатный социальный работник, чьим делом было бы установление контакта сидящих ребят с православным приходом на их родине. Эта задача видится тем более решаемой, что колоний для несовершеннолетних девочек всего 3. В середине конференции прибыл епископ Иринарх, Председатель Синодального отдела по тюремному служению. Благословив присутствующих, Владыка обратился к ним с пастырским словом. По его словам, в Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами сейчас идет процесс возрождения института военного духовенства, существовавшего до революции и упраздненного в советское время. Встает вопрос об учреждении тюремных капелланов, которые будут заниматься непосредственно духовно-нравственным окормлением заключенных в местах лишения свободы и тех сотрудников, которые исповедуют православие. В местах заключения должна вестись миссионерская работа. Всякое служение христианина – миссионерское, но Владыка призвал не путать его с прозелитизмом – перетягиванием к себе представителей других христианских конфессий. «Господь сказал: «шедшее, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их соблюдать все, что Я заповедал вам»(Мф. 28: 19-20) Чаще всего мы больше внимания уделяем словам «крестяще» и «учаще». В Советское время мы привыкли, что нам было запрещено проповедовать слово Божие вне стен храма, и привыкли к тому, что люди сами приходили в храм и там принимали крещение и получали учение. Но есть еще одно слово, на которое мы мало обращаем внимания: «шедше» - идите! Мы не только должны крестить, мы не только должны преподавать христианское вероучение, но мы еще должны пойти, пойти и проповедовать слово Божие. Поэтому и нам, как христианам, необходимо не просто снисходительно обращаться к заключенным, к тем, кто оказался в местах лишения свободы, нужно пойти туда и принести им слово Божие». Те, кто смогут воспринять его, смогут стать членами Церкви. По возможности их нужно не только окормлять в тюремных храмах, но и напутствовать после освобождения, по крайней мере тех, кто стремится к жизни по заповедям Божиим, молится, читает Евангелие, чтобы эти люди, освободившись от уз, не забывали, чему их учит Церковь, и могли и на свободе не потерять свет Христовой Истины. Создание Синодального отдела – важный шаг. «Наша работа должна быть организованной, она должна превратиться в широкое движение православного тюремного служения. Оно должно совершаться энергично, старательно, во славу Божию». В продолжение конференции на рассмотрение Владыки были представлены проекты от православных организаций и обществ. Вера ПТАШЕНЧУК