Накануне празднования Дня победы в СИЗО №5 состоялась акция: школьники поздравляли несовершеннолетних подследственных. Об этом необычном событии рассказал старший священник изолятора иерей Иоанн Чураков. 8 мая прошла акция, приуроченная к 65-ой годовщине победы нашего народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Несколько классов православной гимназии во имя апостола Иоанна Богослова нарисовали художественные работы, посвященные Второй мировой войне. Эти картины были подписаны детьми, адресованы конкретному подростку, находящемуся в СИЗО №5. На рисунках изображены военные действия, мальчишки рисовали танки, самолеты... -Девочки тоже поздравляли? Да, конечно. Мне очень понравилась работа, на которой крупным планом изображена медсестра с сумкой с красным крестом, а рядом лежит боец с пробитой головой, и она подходит к нему, чтобы оказать медицинскую помощь. Очень трогательная картина! Много красивых рисунков, непосредственно посвященных Дню победы: с салютом, Кремлем, соборами и кремлевскими башнями. Были работы, где мама благословляет своего сына на войну, другие - где изображалось явление Божией матери русским воинам или немецкому солдату (как например это было в Кенигсберге в апреле 1945г). Все эти работы были адресованы конкретным детям. После совершения Божественной Литургии в Никольском храме изолятора мы обошли все камеры подросткового корпуса и, заходя в каждую из них, поздравляли с праздником, дарили рисунки. Я говорил небольшое слово (минуты на 3-4) о победе и о том, что она значит для тех, кто живет 65 лет спустя. - Дети не передавали с рисунками письма? Именно письма – нет, но были поздравления. Школьники желали подросткам, находящимся в изоляторе, освобождения, жизни в мирной стране без войн. Желали детки и спасения, конечно. Сейчас в СИЗО содержится много ребят других национальностей: из мусульманских стран, из Кореи или Китая. Таким подросткам педагоги в гимназии старались адресовать рисунки на нейтральную тему, а картины с религиозным сюжетом дарили тем, кто по крайней мере по фамилии может быть православным. - Отец Иоанн, сколько приблизительно лет было детям из гимназии - авторам рисунков? Примерно с 1 по 6 класс, то есть до 12 лет, когда дети еще не стесняются творчески себя проявлять и показывать свое творчество окружающим. - Почему для проведения акции поздравления несовершеннолетних был выбран именно День победы? День победы - это нейтральный, общий праздник. Хотя есть и исключения. Я заходил к подросткам и говорил им о деструктивности идеологии фашизма, о том, что духовная идея может быть разрушительна при неправильной установке души человека. Это показывает, что в самой душе человека борется дьявол с Богом, как Ф.М.Достоевский говорил, и поэтому очень важно в этой внутренней борьбе быть на стороне добра. Говорил я и об их задачах: прежде всего, об обучении, затем о том, чтобы они учились друг к другу уважительно относиться, по-братски. Это одна из главных проблем мест лишения свободы – слабого вскоре начинают унижать. Я говорил о том, что победу в Великой Отечественной Войне было возможно одержать только потому, что люди встали плечом к плечу и жертвовали своей жизнью за друзей и за родных. Не все отнеслись с пониманием. В камерах ведь бывают неофашисты, скинхеды. Когда начинаешь им говорить обо всем этом, они скептически улыбаются, хотя не спорят: не полагается, да и мой приход был для них неожиданным, их подняли с тихого часа (мы пришли приблизительно в час дня). Уроки войны нам необходимы для воспитания подрастающего поколения. К сожалению, 20 век подарил миру две разрушительные идеологии: коммунизм и фашизм. Обе они построены на человеконенавистничестве, хотя обе позиционировали себя так, будто они делают всё во имя человека. Только вот каждый по-своему понимал, что есть человек. Сейчас мы тоже стоим в преддверии опасности возникновения новой идеологии, в которой внешне все будет выглядеть благообразно, будет построено во имя прав и достоинств человека, а реально окажется новым тоталитарным разрушительным устроением жизни, которое будет основано на том, чтобы человек разучился любить. - Откуда у вас такой грустный взгляд на современность? Недавно мне пришлось участвовать в круглом столе РИА-новости. Речь шла о проекте против жестокого обращения с детьми, который получил поддержку президента и правительственное финансирование. -Вы о ювенальной юстиции? Да, то, что сейчас с Запада усердно прививается нашему народу во имя защиты прав детей, отстаивания их суверенитета перед взрослыми. На самом деле это деструктивная компания. Смысл в том, чтобы родители воспринимали детей как угрозу своей безопасности. Ювенальная юстиция предполагает не воспитание ответственного социума, конечно, потому что для этого нужны огромные педагогические ресурсы, большие деньги (как всегда, вложить средства в положительное сложнее). Главным её инструментом будут «телефоны доверия», которые появятся в школах, на рекламных щитах, чтобы каждый подросток, узнав такой номер, мог пожаловаться на своих родителей, педагогов. Дети будут расти доносчиками. Тенденция противопоставить детей и родителей возникала, когда строилась новая идеологическая система, нужно было оторвать новое поколение от предыдущих ценностей, от культурной традиции. В начале 20 века на пьедестал был поставлен Павлик Морозов – смысл этого как раз и заключался в том, чтобы оторвать новое, подрастающее поколение от старших, чтобы те потеряли свой авторитет и воспринимались как враги. В наше время это происки других политических систем и идеологий, которые пытаются ослабить нашу страну. Одна из целей - ударить по нашей демографии, слишком много еще детей у нас рождается, темпы сокращения нашего населения не удовлетворяют их. Надо, чтобы взрослые воспринимали своего ребенка как потенциальную угрозу. Мало того, что ребенок нас объест, не даст нам спокойно сходить в кино или на дискотеку, мало того, что его надо одеть, еще и в школу собрать - сколько проблем! Это еще ладно, а тут ты ребенка вырастишь, а он тебя по судам затаскает. Зачем тогда он нужен? - Наверное, жалуются только те дети, которым родители уделяют очень мало внимания, оставляют их «на произвол судьбы»? Так только кажется. Дети бывают разные. Есть истерические типы. Если в семье 1-2 ребенка, они часто бывают избалованными: ударил ножкой – все должно быть по-моему. Бывают разными и родители – есть более способные к педагогической работе, есть менее способные. И все равно никого ближе родителей для ребенка нет. Знаю по общению с детьми из социально неблагополучных семей, как там дети цепляются за своих родителей. Семья – это школа любви. Научиться любви можно только там. Семью создал Господь, и в наше время нужно сохранить её ценности как самое драгоценное. Самая бескорыстная любовь, которая существует на земле – любовь родителей к детям, и это естественная любовь, которая вложена в природу человека. Есть, конечно, благодатная любовь, но мы ее не рассматриваем. А естественной любви родителей к детям не научат ни психолог, ни педагог, ее не обретешь никакими медитациями или тренингами. Это передается именно в семье – как от свечки зажигается свечка. Человек обретает эту силу жизни, силу для того, чтобы самим быть способным к жертвенности и служению, видя жертвенность своих родителей. Как Иоанн Златоуст говорил: семья – это то гнездышко, где человек оперяется для вечной жизни. И старец Паисий говорил, что семья – самая главная ценность, которую нужно ограждать, сохранить, потому что семья разрушаться потому, что дьявол хочет погубить человечество, и оплот божественной правды в человечестве – семья. Сперва в 20 веке в период эмансипации разделили и противопоставили мужчину и женщину. Это удалось. Следующий момент – разделить родителей и детей, чтобы и в семье создать индивидуализм, мир эгоизма, чтобы каждый человек был потребителем и производителем, и больше ничем. Оптимизма в такой ситуации и не может быть. Вы спросили, откуда такие мысли. На мой взгляд, когда доносительство становится лейтмотивом человеческих взаимоотношений, когда люди следят друг за другом и наушничают, это маркер тоталитарного общества. В 30-е годы на этом все и держалось – люди друг на друга доносили, иногда во имя светлого будущего, а иногда таким образом убирали своих недругов. Если эта система станет нормой человеческих взаимоотношений в либеральном обществе, значит, мы войдем в новую тоталитарную систему, уже не в формате одной нации, а глобалистическую, которая может охватить целые континенты.