С 25 по 29 января в Москве прошли XVIII Международные Рождественские образовательные чтения. 25 января 2010 года в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». Церемонию открытия возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который обратился к собравшимся со вступительным словом. На открытии Чтений присутствовали архипастыри и духовенство Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственные, научные и общественные деятели. 26 января 2010 года в Государственном Кремлевском Дворце под председательством епископа Зарайского Меркурия, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, состоялось второе пленарное заседание XVIII Международных Рождественских образовательных чтений. (http://www.otdelro.ru/) 27-28 января состоялись секции по 5 направлениям. Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями была организована и проведена секция «Роль Церкви и государства в привлечении внимания к тюремной проблематике и мобилизации общества в подготовке священнослужителей и волонтеров для тюремного служения в целях исправления и преображения личности». Секция была открыта вступительным словом Председателя Отдела, протоиерея Димитрия Смирнова, в котором священник обратил внимание на особую актуальность проблемы тюремного служения в наши дни и на пути ее решения. Годы ГУЛАГа, бесчисленных лагерей, стали «несправедливым и безжалостным наследием», оказавшим влияние на жизнь народа, во многом исказившим менталитет, отразившимся в фольклоре и в языке. Священник пожелал большого терпения руководству министерства юстиции и ФСИН в их стремлении радикально реформировать существующую систему. Одна из задач на пути реформ - возрождение института тюремного духовенства, существовавшего до революции, и первыми подвижкам в этом направлении прот.Димитрий Смирнов считает указ о введении военного духовенства(указа до сих пор нет; готовность государства ввести институт военного духовенства и публичное заявления Медведева о принятии решения по этому вопросу в августе месяце). И все же в первую очередь нужно менять не систему, а отношение людей к заключенным на христианское, призывающее отделять человека от его греха. Особенно важно это изменение сознания для сотрудников правоохранительной системы. Прот.Димитрий Смирнов призвал видеть в заключенном человека, жизнь которого сложилась трагически не только по его собственной вине. Со следующим докладом выступил Краснов Ю. А., начальник отдела воспитательных колоний Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России. По его словам, сейчас, когда ФСИН стоит на пути значительных преобразований, участие Русской Православной Церкви неоценимо. Духовной задачей Православия всегда было «через слово Божие нести мир, любовь, утешение и надежду каждому человеческому сердцу». При активном участии РПЦ в местах заключения было построено 460 православных храмов, 61 церковь строится, создано более 450 молельных комнат. ФСИН в ряду приоритетных направлений своей деятельности видит дальнейшее развитие и укрепление сотрудничества между пенитенциарной системой и православными институтами. «Одной из главных задач этой работы является возвращение людей, преступивших закон, к истокам нравственности и духовному выздоровлению, что в конечном итоге будет способствовать преодолению социальных недугов во всем обществе». В своем докладе Ю.А.Краснов обратился к преобразованиям в системе ФСИН. Формы исполнения наказаний будут предусматривать камерное содержание для лиц, достигших совершеннолетия, и замену воспитательных колоний для несовершеннолетних на воспитательные дома. Подобие такого воспитательного дома создается в Брянской области. Несовершеннолетние будут содержаться там с момента задержания до момента окончания наказания. Цель такой реформы – оградить несовершеннолетних преступников от приобретения признаков тюремного сообщества, предотвратить новые преступления. Ю.А.Краснов выразил надежду, что обсуждение тюремной проблематики в рамках Рождественских чтений станет новым импульсом в работе по духовно-нравственному воспитанию людей, оказавшихся в местах лишения свободы. Президент межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным, М.В.Каннабих, обратилась к рассмотрению реформы системы исполнения наказаний. Среди ее положений - изменения в законодательстве (ряд статей перенесен из уголовного кодекса в административный), создание принципиально новых мест отбытия наказания (замена воспитательных колоний на воспитательные дома), преобразование исправительных колоний либо в колонии-поселения с усиленным режимом, либо в тюрьмы. М.В.Каннабих высказала опасение, что 33 воспитательных дома, запланированных вместо воспитательных колоний, недостаточны. Для несовершеннолетних заключенных социальные связи особенно важны, а слишком большие расстояния до места заключения могут привести к угрозе ослабления этих связей. Докладчик выделила несколько особенно важных положительных аспектов реформы. Так, закон об ограничении свободы позволит не только сэкономить на содержании заключенных, но и – что гораздо более важно – поможет сохранить семью, оградить от заражения опасными болезнями, избежать ресоциализации, которая наступает после заключения. Другой положительный момент – дифференциация заключенных по степени преступления, благодаря которой несознательно, под влиянием обстоятельств совершившие преступление несовершеннолетние граждане будут отделены от «матерых преступников» и их губительного влияния. М.В.Каннабих подчеркнула особую роль общества в претворении реформы в жизнь. Его участие должно заключаться в разъяснении задач и планов реформы населению страны и самим заключенных, а также разделению ответственности с сотрудниками ФСИН, их поддержке. Последнее обусловлено увеличением нагрузки на персонал ФСИН в связи с грядущим сокращением на одну треть. Помощь может также заключаться в создании реабилитационных центров для сотрудников, встречах с персоналом. Особенно важна духовная поддержка со стороны Церкви. Б.А.Сушков, исполнительный директор Попечительского совета УИС, подвел некоторые итоги за последние 15 лет работы в местах принудительного заключения. Несмотря на ряд сложностей, включая недостаток материальных ресурсов, почти во всех колониях созданы храмы, увеличилась роль и активность работы священнослужителей с заключенными. Храмы были построены руками осужденных, которые вкладывали не только труд, но и души. Об это свидетельствуют результаты конкурса «Быть добру», проведенного впервые в 2009 г.: из приблизительно 700 фильмов почти каждый третий связан со строительством храма. Б.А.Сушков выделил 3 главных проблемы, на которые следует обратить особое внимание. Так, православные общины в колониях, где содержатся 1000-1500 заключенных, чаще всего насчитывают от десяти до тридцати человек. Появление храмов увеличило численность верующих в целом всего на 2-3%. Вопрос о решении этой проблемы остается открытым. Другое «слабое место»– пассивность государства в работе по возвращению россиян в нормальные нравственные рамки. Центральное телевидение совершенно не способствует этой цели. Попечительским советом УИС разрабатывается проект телевидения(в смысле телеканала?), которое будет проведено в каждой колонии. На данный момент его отсутствие компенсируется поставкой домашних кинотеатров, художественных и документальных фильмов. Одной из самых актуальных проблем является вопрос трудового устройства освобожденных из мест заключения, предоставления им жилья. Существующие в небольшом количестве реабилитационные центры не решают этой проблемы. Б.А.Сушков призвал Синодальный Отдел к увеличению активности в этой области. Главный редактор журнала «Офицеры», А.В.Цветков, обратился к слушателям с призывом уделять больше внимания высоким технологиям, использовать Интернет как средство просвещения и общения. Интернет-телевидение на сайте «Офицеры.ру», ожидающее запуска в ближайшие дни, призвано активно помогать в решении проблемы тюремного служения. В программе телевидения планируется раздел, посвященный Синодальному Отделу, который даст возможность просматривать ролики и репортажи о тюремном служении во всех регионах России и за рубежом. После краткого перерыва опытом тюремного служения поделился представитель делегации Великобритании, англиканский священник Боб Пейн, являющийся тюремным капелланом в Свинфенхолле. При поступлении нового заключенного спрашивают, какого он вероисповедания. Согласно статистике, в Свинфенхолле 43% христиан, 39% неверующих, 19% мусульман. Некоторое количество заключенных относится к иным религиозным группам. В связи с этим команда тюремных капелланов многоконфессиональна. В нее входят 2 христианских, 2 мусульманских капеллана, сикх и буддист. Других капелланов приглашают, если возникает такая необходимость. Отношения между капелланами – представителями разных конфессий – основаны на взаимоуважении и доверии. Прозелитизм строго запрещен, запрещаются также посещения заключенных против их воли. В обязанности работающих в тюрьме священников входят службы по воскресеньям и большим праздникам, религиозное просвещение содержащихся в Свинфенхолле, общение с новоприбывшими, посещение заключенных в больнице, изоляторе, а также по их просьбе. Религиозное образование приносит свои плоды – многие приходят к вере, впервые узнав о ней по-настоящему, именно в тюрьме. Кроме того, поддержка заключенных проявляется в заботе о склонных к членовредительству, о тех, кто потерял близких, у кого появились проблемы в отношениях с семьей и друзьями. Тюремным капелланам помогает множество волонтеров: они посещают одиноких заключенных, участвуют в образовательных программах, работают с семьями тех, кто отбывает наказание. Сами заключенные, пройдя тщательный отбор и обучение, также могут вносить активный вклад в тюремное служение. Таких помощников можно условно разделить на несколько групп:
  • «свои люди» помогают новеньким адаптироваться в местах лишения свободы;
  • «слушатели» общаются с теми, кто морально подавлен, у кого в связи с этим есть опасность членовредительства;
  • работающие с теми, кто имеет алкоголическую и наркотическую зависимость;
  • «школьные наставники», помогающие в процессе учебы.
Боб Пейн обратил особое внимание на то, что в поддержке нуждаются не только заключенные, но и сотрудники тюрьмы. К успехам тюремной миссии в Великобритании англиканский священник отнес два момента. Первое – заботу о тех, кто освободился из мест заключения. Вторым аспектом является «неделя молитвы», проводимая в ноябре. В течение недели все церкви призваны молиться о тех, чья жизнь связана с местами лишения свободы – не только о заключенных, но и о их жертвах, и о сотрудниках исправительных учреждений. В рамках мероприятия проводятся также многочисленные семинары и выставки. Боб Пейн не умолчал также о негативных последствиях тюремного служения. Среди проблем работы в закрытой организации он выделил опасность потери связи с Церковью в целом, угрозу профессиональной деформации, которая заключается в привыкании к тюремным реалиям, духовном обеднении, унынии. Избежать потери объективности поможет правильная духовная жизнь капеллана. По мнению Роберта Пейна, несмотря ни на что, позитивные моменты в нелегкой работе тюремного капеллана, радость о преображении людей значительно перевешивают негативные стороны. Рассказ о тюремном служении в Великобритании дополнил протоиерей Максим Никольский. Отец Максим почти единственный окормляет православных заключенных в тюрьмах Англии. Как правило, это русские. В одной из тюрем, находящихся в центре Лондона, содержится около 40 православных заключенных. Особенностью тюремного служения в Англии является то, что капеллану, посещающему тюрьму, на входе выдают ключи, благодаря чему он может пройти в любое место, встретиться с любым заключенным. На Божественную Литургию, которую о.Максиму удается проводить в тюрьме изредко , приходят все православные заключенные. В подготовке к Литургии священнику помогают 2 православных офицера. Само здание исправительного учреждения имеет необычную историю – сперва был построен храм, а затем вокруг него была сооружена тюрьма. В Англии проводится программа «Примирение». Она предусматривает работу с психологами по специальным программам, в результате которой происходит встреча преступников и пострадавших, последних к этому также специально готовят. Такое общение очень важно для заключенных – зачастую в момент встречи они впервые понимают, что своим преступлением причинили потери и боль другому человеку и начинают раскаиваться. Отец Максим обратил особое внимание на проблему одиночества заключенных, почти весь день находящихся в своей камере, зачастую их некому навестить. Многие русские нелегально приезжают на заработки и попадают в тюрьму, хотя есть и осужденные за грабежи и убийства. Некоторые посещаемые сразу просят принять у них исповедь, но большинство в начале ищет обыкновенного общения и человеческого участия. Архимандрит Гервасий (Раптополус), глава делегации Греческой Церкви, рассказал о тридцатитрехлетнем опыте «Миссии освобождения из тюрьмы неимущих заключенных и уклоняющихся от ареста» греческого православного братства «Святая Ксения». За годы работы было отпущено на свободу 12 400 заключенных из 76 стран мира. Деньги, потраченные на выкуп узников, включают многочисленные пожертвования на счет организации. Греческое государство дает преступникам, совершившим незначительные правонарушения, тюремное заключение на небольшой срок, альтернативой которому служит выплата штрафа. Состоятельные люди вносят деньги сразу после вынесения приговора, а необеспеченных осужденных выкупает Греческая Православная Церковь. По получении официального документа от социальной службы тюрьмы, которая обладает информацией о семейном положении заключенного и о невозможности самостоятельного выкупа, православное братство отправляет деньги (до 400 евро в зависимости от величины штрафа) и письмо, переведенное на 17 языков. «Наша миссия не различает ни национальностей, ни вероисповеданий», - пояснил отец Гервасий, - «в послании мы объясняем, почему мы обращаемся к нему и почему мы несем миссию освобождения данному заключенному. Наша цель, чтобы тот заключенный, который получит освобождение, воспринял путь обновления и жизни во Христе». Подобные выкупы заключенных производятся не только Греции, но во всех странах мира, где юридически возможна замена краткосрочного заключения штрафом. Другая помощь, оказываемая братством, – ежемесячное пособие детям заключенных, желающим получить образование. По словам отца Гервасия, Миссия несет любовь в тюремные камеры, стремится поднять моральный дух заключенных, пробудить к новой жизни во Христе. Освобожденный из одного из московских следственных изоляторов с помощью православного братства «святой Ксении» присутствовал в зале и в перерыве имел возможность поблагодарить архимандрита Гервасия. Доклад иерея Иоанна Чуракова, секретаря Комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы, был посвящен перспективе введения института тюремного духовенства. Священник обратил внимание на правовые основы взаимодействия УИС и Русской Православной Церкви. Согласно 14 статье Конституции РФ «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», и это аспект не должен быть игнорирован. 28 и 56 статьи гарантируют свободу совести и право исповедовать свою религию индивидуально или совместно с другими, которое является неотчуждаемым. Исходя из этих конституционных положений, государство должно предоставить всем нашим согражданам, которые находятся в местах принудительного содержания, право на религиозную жизнь согласно их исповеданию. Международные минимальные стандартные правила обращения с заключенными предполагают, что религиозные служители должны иметь возможность посещать лиц своей конфессии под стражей для беседы без присутствия сотрудника, если же представителей определенной конфессии достаточное количество, необходимо введение соответствующего религиозного лица в штат. Эти права должны быть признаваемы и Российским государством, которое сегодня в своем законодательстве во многом равняется на международные стандарты и интегрируется в европейское правовое поле. В настоящее время Белорусская Церковь пошла по пути ведения тюремного духовенства в штат заведения, сделав священнослужителей руководителями кружка. Отец Иоанн дал оценку этому явлению: «Я думаю, что священник в местах лишения свободы должен оставаться священником, должен непосредственно быть тем, кто помогает людям удовлетворить свои религиозные потребности». Кроме того, учитывая специфику российской тюремной системы, сложившейся под воздействием десятилетий лихолетья, заключенные вряд ли будут с доверием относиться к священнику, если он будет сотрудником УИС. По мнению иерея Иоанна Чуракова, один из возможных способов существования тюремного духовенства – создание самостоятельного общественного института, деятельность которого регулировалась бы особым федеральным законом или главой в законе о свободе совести и религиозных организациях. Такая структура могла бы получить название «Тюремной ассоциации религиозных служителей» и работать над обеспечением религиозных прав заключенных. Для профессиональной работы тюремные служители должны иметь законный доступ к заключенным и, кроме того, для осуществления своего рода деятельности должны быть обеспечены государством материальным довольствием, которое предполагало бы заключенный с уголовно-исполнительной системой контракт К сожалению, религиозное правовое поле в не отражает ситуацию в современной России. Так, около 500 православных храмов на территории мест принудительного содержания не имеют никакого статуса, поскольку УИК предполагает создание помещений для религиозных нужд, но не культовых сооружений. Другая проблема – УИК признает работу учреждений УИС только с конкретными приглашенными священнослужителями, а не с религиозными организациями. Сегодняшний масштаб присутствия Церкви в колониях и СИЗО не отражает реалии законодательства, поэтому изменения должны коснуться 103 закона о содержании под стражей, Процессуального кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса страны. Так, например, при составлении допросов процессуальный кодекс должен предполагать вопрос к подследственному, мерой пресечения которого избрано заключение под стражу, вопрос о его конффессиональной принадлежности или религиозной индифферентности, чтобы его религиозные потребности были учтены уже с первых минут пребывания в заключении. Одним из «болезненных» вопросов является посещение священниками следственных изоляторов. Священнослужитель может встречаться с подследственным только с разрешения органа, в ведении которого находится уголовное дело. По сути это посещение приравнено к свиданию с родственником, хотя религиозный служитель приходит к подследственному в качестве лица, исполняющего свой профессиональный долг, как это беспрепятственно без согласия следователя и сегодня в СИЗО делает врач скорой помощи или педагог, который занимается с несовершеннолетними. Возникает определенная коллизия: осужденные могут беспрепятственно встречаться со священнослужителями, а те, кто еще не ущемлены в правах, в удовлетворении своих религиозных потребностей всецело зависят от разрешения следователя или судьи. Отец Иоанн отметил, что возможность работать с заключенными должны иметь не только священники, но и миряне. Планируемая ассоциация должна работать на местах с учетом конфессиональной карты, сложившейся в регионах - если в исправительном учреждении большинство верующих придерживаются одной конфессии, то именно ее религиозный служитель должен иметь возможность посещать это заведение на профессиональной основе. Предлагаемая форма – один из возможных вариантов взаимодействия Русской Православной Церкви и УИС. Иерей Иоанн Чураков призвал слушателей к активному обсуждению подобных проектов. Первую часть секции завершил своим докладом В.С.Миков, заместитель председателя правления Российского клуба православных меценатов. Особое внимание он уделил проблеме трудоустройства освобожденных из мест заключения. По словам В.С.Микова, разрушенная во времена перестройки система трудоустройства заключенных должна быть реанимирована и значительно преобразована. Проект по созданию всероссийской системы реабилитации людей, освобождающихся из мест принудительного содержания, обусловлен необходимостью вселить уверенность в заключенных, что, выйдя, они найдут себя в честном труде на благо общества. За судьбой заключенного наблюдают не только социальные службы, не дремлют так же и «криминальные агентства», которые хотят использовать отпущенных на свободу, чтобы вернуть их на преступный путь в своих интересах. Были проведены социологические опросы, результаты которых можно узнать на сайте Клуба православных меценатов. Согласно им, порядка трети заключенных готовы работать за 10-15 тыс. рублей, однако необходимо учесть, что более выгодные предложения от криминального мира могут оказаться и более привлекательными. В сотрудничестве с Синодальным отделом по делам молодежи рождается проект образовательного интернет-сайта, на котором несовершеннолетние заключенные могли бы знакомиться с историей религии и основами православной культуры. По мнению выступающего, если совместить такой образовательный процесс со взаимодействием несовершеннолетних осужденных с духовенством, появится возможность привлечения их к социально-полезному образу жизни. В завершение выступления В.С.Миусов от лица Российского клуба православных меценатов наградил протоиерея Александра Добродеева медалью «за миссионерскую деятельность и подвижничество в деле духовного возрождения заключенных». После обеденного перерыва секция возобновила свою работу. За значительный личный вклад в развитие православного просвещения в местах лишения свободы и за активную работу по духовно-нравственному воспитанию осужденных несколько священников были награждены золотыми и серебряными медалями ФСИН, почетными грамотами директора ФСИН. В ходе секции были подведены итоги пятого Всероссийского смотра православных общин в местах лишения свободы «Не числом, а смирением». На конкурс были представлены работы, сделанные руками заключенных - резные, писаные, вышитые иконы и картины на церковную тематику. Номинанты, в зависимости от занятого места, были награждены иконой Спасителя, подвесной или настольной лампадкой. Второй день секции, 28 января, был посвящен обсуждению перспектив введения тюремного священства в штат ФСИН России, представлению программ тюремного служения, новых программ дистанционного обучения, а также компьютерной программы для взаимосвязи тюремных служителей. С докладами выступили представители делегаций Армянской и Болгарской Церквей, представители Вологодской, Воронежской, Красноярской, Мордовской, Рязанской , Самарской, Санкт-Петербургской, Саратовской и Тульской епархий. Среди выступавших были также главный редактор журнала «Мир всем» Мурзин Е.Б., сотрудники Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Н.В.Пономарева и В.Т.Зубков. 29 января 2010 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось торжественное закрытие XVIII Международных Рождественских образовательных чтений. По результатам прошедших XVIII Международных Рождественских образовательных чтений был подготовлен итоговый документ, который будет опубликован в ближайшее время. В рамках церемонии закрытия состоялось награждение победителей V Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». По окончании торжественной части состоялся концерт певицы Евгении Смольяниновой, лауреата премии «Национальное Достояние России». Вера ПТАШЕНЧУК Статья подготовлена с использованием материала сайта Отдела религиозного образования и катехизации http://www.otdelro.ru/