29 января 2010 г. иностранные делегации, приехавшие для участия в секции Рождественских чтений, посвященной тюремному служению, посетили Бутырский следственный изолятор. С устройством «Бутырской тюрьмы» гостей познакомили исполняющий обязанности начальника учреждения Горчаков, заведующий сектором УИС Синодального Отдела иерей Александр Добродеев, секретарь Комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы иерей Иоанн Чураков. на Литургии в Покровском храме В первую очередь гости из Армении, Болгарии, Великобритании, Венгрии и Чехии отправились в тюремный храм Покрова Пресвятой Богородицы, где в это время совершалась Божественная Литургия. Покровская церковь открыта каждый день, ее могут посещать сотрудники и труженики отряда хозяйственного обслуживания. По вторникам и пятницам в храме совершается богослужение, в котором могут принимать участие заключенные. Участие это не только молитвенное - они помогают в алтаре, звонят в колокола, убирают помещение. Исключением является клирос, где поют прихожане московских храмов. Пока заключенные молились на Литургии, делегация прошла среди увешанных гирляндами сосулек стен и башен тюремного замка в хлебопекарню. Там гости имели возможность увидеть, как замешивают тесто, и даже попробовали свежеиспеченный хлеб. Кстати, над выпечкой хлеба трудятся сами заключенные. Следующим пунктом осмотра был музей истории Бутырской тюрьмы – единственный тюремный музей в Москве, «родственник» подобной экспозиции находится в Санкт-Петербургских «Крестах». Попасть внутрь удалось с трудом – тяжелая деревянная дверь заклинила и долго не хотела открываться. Музей принадлежит сразу нескольким историческим эпохам. Башня, в которой он расположен, была построена в 1771 г., а в 1775 г. в ее подвале ожидал казни Емельян Пугачев. Из реалий советского времени – плакаты с фотографиями «особо опасных» рецидивистов и «вредителей», отправленных на строительство Беломорканала и попавших в бригады «ударников». Радиоприемник, спрятанный в Священном Писании Современности принадлежат макеты Бутырского тюремного замка, камер для подследственных и карцера. При неоднократном ремонте изолятора были найдены и отданы в фонд музея кандалы, орудия, которыми заключенные пытались пользоваться при побеге, рисунки и музыкальные инструменты, созданные руками узников «Бутырки». Внимание посетителей привлекло Священное Писание с вырезанными в центре в форме прямоугольника страницами - заключенные использовали любые методы, пытаясь спрятать незаконные «радиоприемники». Вечная память за веру Христову в узах пострадавшим Как сообщает один из плакатов, двухэтажная тюремная церковь со звонницей была включена еще в первоначальный проект замка. Ее отличительной особенностью были балконы, соединенные с коридорами четырех тюремных корпусов. На эти балконы выводили из камер арестантов, чтобы они могли участвовать в богослужении. В 30е-40е гг. в здании храма были устроены пересыльные камеры. Позднее на двух этажах церкви расположилась тюремная больница, для медсанчасти надстроили третий этаж. В 1992 г. храм был вновь освящен, первым его настоятелем стал протоиерей Глеб Каледа, тюремный священник, известный духовным окормлением «смертников». В 1997 году для ремонта разобрали крышу, большая часть убранства пострадала от дождей, и храм переместили с третьего на первый этаж. 14 октября 2004 года епископ Дмитровский Александр совершил первую Божественную литургию. Восстановительные работы по возвращению храму подобающего ему внешнего вида продолжаются до сих пор. После посещения музея гости отправились в административное помещение, где они имели возможность узнать в разговоре с полковником внутренней службы, представителем Московского УФСИН Дмитрием Вениаминовичем Контаревым и с исполняющим обязанности начальника следственного изолятора Горчаковым больше об условиях содержания заключенных и сравнить их с положением дел в тюрьмах своих стран. Конечно, тюремных капелланов больше всего интересовали вопросы духовной жизни людей, содержащихся в СИЗО. Эмблема Чешской духовной службыЧтобы посетить богослужение, подследственный должен написать заявление на имя начальника. Одно из условий – на службе в православном храме могут одновременно присутствовать только содержащиеся в одной камере. Заключенные другого вероисповедания могут обратиться к администрации с просьбой позвать духовное лицо их конфессии, после чего отправляется запрос в соответствующую религиозную организацию. Встреча происходит в камере или в специальных комнатах. Однако в основном с просьбами о встрече со священником обращаются именно православные заключенные. Помимо духовной жизни, гости интересовались общими условиями нахождения в СИЗО – прогулкам, перепиской, питанием. Прогулочные дворики, расположенные на крышах корпусов, разделены на секции, где заключенные гуляют своей камерой, взрослые – час в день, несовершеннолетние – два раза в день. Заключенные не ограничены в корреспонденции, могут выписывать газеты. В Бутырском изоляторе есть библиотека, в которой содержится около 2 000 наименований книг. Есть также специальный магазин, из которого заключенные могут заказывать себе продукты. Так как товары соответствуют разрешенному списку, то нет необходимости проверять их при доставке в камеру. На просьбу назвать наихудшее, что есть в жизни учреждения, Дмитрий Вениаминович отозвался: «Наихудшее – конечно, то, что желательной была бы новая тюрьма. Происходит постоянный ремонт одного, второго, третьего помещения – это круговорот. Там протекает, тут трескается…» - с этими словами полковник указал на большую трещину в побелке отремонтированного год назад помещения. Проповедь Перед тем, как покинуть изолятор, группа вновь посетила храм, где в это время старший священник учреждения, отец Константин Кобелев рассказывал заключенным о новомучениках и исповедниках российских, небольшими иконами которых усеяны стены храма. Из 1700 новомучеников, прославленных Русской Православной Церковью в лике святых, 201 человек прошел через «Бутырку». После проповеди отца Константина к заключенным обратился отец Александр Добродеев с просьбой ответить на вопросы гостей, занимающихся тюремным служением. Цель этого общения - помочь найти способы донести до их собратьев-заключенных возможность молиться и участвовать в Таинствах. Заключенные были немногословны, переминались с ноги на ногу, вероятно, стесняясь присутствия тюремного начальства. Диалог не был активным, однако присутствовавшие в храме подследственные сообщили, что представители разных конфессий стараются с пониманием относиться к тому, что их соседи молятся. Капеллан из Чехии, Валентина, поделилась проблемой тюремного служения в этой стране. В отличие от жителей РФ, чешские православные заключенные вынуждены довольствоваться молельной комнатой, бывшим помещением канцелярии. За исключением православной Болгарии, это проблема является общей для православной миссии в тюрьмах Европы Поблагодарив заключенных и прощаясь с ними, О.Александр Добродеев обратил их внимание на тот факт, что храм изначально был задуман в центре тюремного замка. Это значит, что наши предки воспринимали участие в Божественной Литургии как необходимое средство для преображения человека, ведь цель заключения– не просто наказать, заставить «отсидеть», но привести к покаянию. Помочь покаяться и прийти к Богу и призвано христианское тюремное служение. Вера ПТАШЕНЧУК