"Действительно, в тюремном мире существуют касты. Одна из них, самая неуважаемая – это так называемые "неприкасаемые" ("опущенные"). Любой контакт с ними остальных заключенных недопустим, так как по тюремным законам, общающиеся с ними автоматически попадают в разряд "отверженных и обиженных". При Причащении, целовании Креста, иконы "опущенными" могут возникнуть коллизии в среде заключенных. Тюремный пастырь должен знать эту проблему и искать пути выхода из нее", – сказал глава Синодального отдела УПЦ МП по духовно-пастырскому попечению пенитенциарной системы, настоятель Владимирского храма при Верховной Раде Украины священник Виктор Яценко, отвечая на вопрос читателя сайта Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в рамках интернет-конференции, как он решает вопрос с причастием разных групп заключенных. Ответы священника опубликованы на сайте УПЦ МП. "Главная сложность на Литургии в тюремном храме – причащение "опущенных". Если человек оставил греховное занятие, или попал в эту категорию, например, за долги или по другим причинам, не относящимся напрямую к гомосексуализму, то ему причащаться можно. С другой стороны, не следует самоуверенно ломать лагерные законы, делая их мучениками за веру – от ваших амбиций пострадают люди и все дело. В тюремных храмах этот вопрос решается по-разному, учитываются многие обстоятельства. Где-то причащают за специальной перегородкой или в отдельной комнате, где-то налагают епитимию до освобождения, но экспериментировать с насильственным совместным причащением лучше не стоит", – отметил тюремный священник. "Вообще, священник в тюрьме должен быть очень многим для заключенных, – продолжил отец Виктор. – Когда заключенные духовно отрезвляются, "приходят в себя" от предыдущей, полной грехов жизни, то они именно в религии часто находят утешение в своих скорбях. И их религиозным чувством надо дорожить, развивать и очищать от всевозможных невежественных предрассудков и заблуждений, вселяя в них ясные, светлые понятия о религии, создающие нравственность, вселяющие надежду на новую жизнь, укрепляющие доверие к Богу и ближним. Пример доброго пастырства нам преподал Сам Господь наш Иисус Христос – Он "трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит" (Матф.12,20)". "В одной ситуации, например, священник обратился к заключенным, со следующими словами: "Братья, я сюда пришел, как священник совершать Святое Таинство, в котором все верующие православные люди объединяются. Если вы с этим согласны, то вы должны знать, что во Христе нет никаких опущенных и неприкасаемых людей. Христос всех освящает, в Церкви нет никакой скверны. Я буду причащать всех, кто ко мне подойдет, и никаких двух чаш и двух лжиц я иметь не собираюсь. Да, у вас так, а у Христа, в Церкви по-другому. Здесь ваши законы не действуют. Я их причащаю последними и после этого потребляю Дары. Если вы считаете, что и со мной не надо общаться, то это ваша проблема". После этих слов тюремным "авторитетам" ничего не оставалось делать, как согласиться с тем, что сказал православный священник. Но, опять, повторюсь, каждая ситуация требует своего подхода и приведенный пример не является общим для всех", – заключил священник Виктор Яценко. Русская линия