Опубликовано на сайте Тюремное служение (http://www.t-sluzhenie.ru)

Вступительная статья к курсу "Основы православной веры"

Разместил(а) Администратор
Создана 2005-09-20 15:44

На Миссионерском факультете разработкой курсов дистанционного обучения
начали заниматься в Центре духовной поддержки православных общин в
заключении. Православные общины, которые создаются в местах лишения
свободы, нуждаются в регулярном изучении основ православной веры. Однако
обучение этих общин имеет заведомые ограничения, и, прежде всего, оно
должно быть рассчитано на средний уровень учащихся.

Дистанционное обучение должно быть доступно всем желающим, тогда как
заочное институтское образование доступно далеко не всем. Хотя в
последствии желающие могли бы попробовать стать студентами заочного
отделения института.

Какие же задачи ставит перед собой дистанционное обучение?

Переписываясь с православными общинами в местах лишения свободы, мы
поняли, что чаще всего имеем дело с людьми, мало воцерковленными. Это
не зависело от того, крестились ли они в зоне, или были крещены в
детстве. Мы поняли так же, что именно по причине поверхностности
церковной жизни в зоне освобождающийся человек не укореняется в Церкви.

При работе над курсами дистанционного обучения для православных общин в
заключении мы исходили из основного положения — эти курсы должны иметь
своей целью:

Это можно назвать духовной задачей
дистанционного обучения.

Следующая задача — Педагогическая.

В результате переписки также стало ясно, что уровень образования наших
корреспондентов в основном не очень высок. Порой необходимо просто
стимулировать их к внимательному чтению и запоминанию текста. Важно
также дать возможность сформулировать ответы на вопросы [1] в письменном
виде. Подробнее педагогическую задачу можно сформулировать так:

Организационная задача дистанционного
обучения состоит в помощи по устроению жизни православной общины.

Кроме того, попутно мы решали задачу связи с
православными
учебными заведениями для стимуляции самообразования.

Как конкретно решались эти задачи?

Прежде всего, исходя из решения педагогической задачи, мы выбрали форму
обучения. Это подробные вопросы [2], к
хорошему тексту, на которые обучаемый
последовательно отвечает. Этот принцип используется в учебниках для
младшей и средней школы. Замечено, что, прочитывая текст, человек
усваивает информацию пассивно. Это значит, что ему трудно пересказать
сразу содержание даже незначительного отрывка текста. Подробные вопросы
к тексту помогают активно воспринять содержание отрывка, лучше усвоить
информацию.

Для глубокого изучения материала важно выбрать хорошую книгу. Текст
должен быть с одной стороны достаточно простым и кратким, чтобы не
утомлять читателя, с другой стороны максимально содержательным.

Принципы составления вопросов имеют как общую часть для всех выбранных
книг, так и часть, ориентированную на конкретную книгу, выбранную для
обучения.

Вот общие принципы составления вопросов.

  1. Вопросы должны быть поставлены к каждому смысловому
    отрывку, каждой главы книги.
  2. Вопросы и темы сочинений должны учитывать объем уже пройденного
    материала. Нельзя формулировать вопрос, ответ на который может
    предполагать дополнительные знания. Если же такой вопрос формулируется,
    то должны быть указаны доступные источники, из которых эти знания можно
    почерпнуть.
  3. Необходимо точно знать, какой ответ на поставленный вопрос
    предполагается, желательно иметь его в сформулированном виде.
  4. Для стимуляции мышления возможно и полезно использовать различные
    формулировки вопросов, предполагающие близкий по смыслу ответ.

Именно с помощью правильно сформулированных вопросов могут решаться
поставленные духовные задачи.

Для того, чтобы составить курс по изучению Евангелия, была выбрана книга
комментариев арх. Аверкия (Таушева). Принципы составления вопросов были
такими.

Обучаемые должны хорошо усвоить исторический контекст евангельских
событий и написания Евангелия. Все мы живем в мире, который отверг
Христа, лежит во зле. Нашу веру всегда будут ослаблять рассуждения в том
числе и о том, что религия — опиум для
народа
, а Иисус Назарянин либо
выдумка, либо простой человек, один из руководителей иудейского народа.
Историческое знание должно утверждать нас в нашей вере и помогать
другим свидетельствовать об истинности происходящего. Кроме того,
большинство сектантских откровений, которые противоречат книгам Нового
Завета и апостольскому Преданию, написаны гораздо позже. Это всегда
будет основанием, чтобы этим откровениям не доверять.

Должны они также знать события земной жизни Господа Иисуса Христа. В
тексте Евангелия мы не раз будем сталкиваться со словами о любви к
Господу. Главную заповедь сам Господь формулирует так: Возлюби Бога и
ближнего, как самого себя
, Он говорит также: Любишь меня, соблюди
заповеди Мои
, трижды спрашивает апостола Петра:
Любишь ли ты меня?
перед тем как вверить под его попечение свое стадо. Чтобы любить
Господа так, как Его любили Петр, Иоанн и другие, чтобы ради любви к
нему стремиться исполнить Его заповеди, которые порой кажутся
невыполнимыми, надо хорошо знать нашего Господа. Это одна из целей, с
которой мы изучаем события Его земной жизни.

Обучаемые должны знакомиться с церковной традицией, знать об основных
праздниках Церкви, знакомиться с простыми богослужебными текстами,
праздничными иконами, постепенно осознавая, что вся церковная жизнь
зиждется и укоренена в Евангелии.

Наконец, вопросы, апеллирующие к личному опыту обучаемого, должны
развивать в нем способность к самоанализу и, постепенно, с помощью
сравнения своей жизни и Евангельских заповедей, приводить его к
покаянию. Ответы именно на такие вопросы и предполагают творческий
подход обучаемого к заданиям.

Предполагалось, что эти принципы составления вопросов и помогут решать
основную духовную задачу дистанционного обучения.

Организационная задача дистанционного обучения
решалась следующим образом.

Общине предлагалось постепенно прочитывать материал и обсуждать его
совместно, пользуясь по возможности дополнительными источниками
информации. Что происходило при изучении Евангельского курса? Прочитав
самостоятельно часть Евангельского текста и комментариев к нему, члены
общины по нашим рекомендациям собирались для совместного чтения
Евангелия и обсуждения ответов на вопросы. Более наученные члены общины
читали дополнительные комментарии и интенсивнее участвовали в
обсуждении. Такое обсуждение, безусловно, позволяло еще более активно и
глубоко усваивать материал книги, что помогало потом успешно
самостоятельно письменно отвечать на вопросы. Как показал опыт
катехизации взрослых проводящейся в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в
Красном Селе, такие встречи, направляемые соответственно поставленными
вопросами, постепенно приводят новокрещеных членов к осознанию
необходимости встреч со священником и участию в таинствах.

Кроме того, совместное обсуждение ответов на вопросы создавало
дополнительную форму встреч членов общины, в том числе и тех, кто
собственно в дистанционном обучении не участвовал. Это формировало еще
одну форму регулярной жизни общин. Опыт показал, что встречи общин в
местах лишения свободы строятся в основном на совместных молитвах. Чаще
всего священники посещают зоны достаточно редко по объективным причинам,
и община организовывает воскресные встречи сама. Обычно они как могут,
читают каноны и акафисты, обращаются к нам за литературой, по которой
могли бы служить мирянским чином. Таким образом, встречи, связанные с
обучением, существенно разнообразят жизнь общины.

Важно обсудить, кто может проверять письменные работы с ответами на
вопросы? Любой достаточно грамотный мирянин. Даже более того. Поскольку
вопросы принципиально составлены так, чтобы ответ на них можно было бы
найти именно в прочитанной книге, то грамотный человек с хорошим уровнем
образования при проверке может прочитать ответ на вопрос в книге, а
значит с помощью такой проверки сам получить образование по этому
предмету!

Но, конечно, наиболее подходящий контингент проверяющих — это студенты
духовных учебных заведений. Они знакомы с материалом, проверка не займет
у них много времени. Кроме того, курс составлен так, что на первые блоки
вопросов существуют стандартные, составленные авторами ответы, которые
просто раскрывают смысл изучения той или иной части книги.
Т. е. проверяющему надо отследить только самые грубые ошибки.

Почему важна связь общин с духовными учебными заведениями? Потому, что
это является для членов общин стимулом к самообразованию. Ведь самые
способные смогут впоследствии стать студентами этих учебных заведений.

Основные положения дистанционного обучения складывались постепенно. Они
учитывали, во-первых, проблемы жизни православной общины в местах
лишения свободы, во-вторых, строились на опыте катехизации, проводящейся
в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе и успешно решающей
задачи воцерковления взрослых людей, пришедших к вере.

Опыт дистанционного обучения православных общин в местах лишения свободы
показался нам настолько интересным, что мы решили попробовать обобщить
его для использования в других ситуациях, где требуется решать
аналогичные задачи. Например, миссионерские
поездки студентов МФ ПСТГУ
приобрели бы более глубокий смысл, если бы после них оставалась
христианская община, работающая по курсам дистанционного обучения. Это
могут быть и коллективы учителей в сельских школах, желающие изучать
основы православной веры и иметь общение с братьями и сестрами во Христе —
студентами и преподавателями ПСТГУ.

Сроки освоения материала по каждому из курсов определяются конкретными
условиями и составляют не менее одного года.

По окончании курса выдается соответствующее свидетельство.

В настоящее время курс Основы православной веры. Священная история
Нового Завета
по книге Четвероевангелие
архиепископа Аверкия (Таушева) проходит апробацию
в 15 общинах в местах лишения свободы.


URL источника:
http://www.t-sluzhenie.ru/education/annotation