Сразу после моего рукоположения в священный сан я испросил благословения у епархиального архиерея на постоянное окормление верующих в местах лишения свободы. Такое дело требует немало времени, сил и средств, поэтому возникла необходимость в создании тюремной миссии. Когда Синодальным Отделом создавалась система духовного просвещения заключенных, по благословению Митрополита Валентина я был назначен председателем Православной Миссии «Всех скорбящих Радость», которая была зарегистрирована в октябре 2004 года. С самого начала работа Миссии развивалась по двум основным направлениям: духовное просвещение и благотворительное попечение о заключенных; патриотическая и духовно-воспитательная работа с подростками. Из опыта встреч и переписки с осужденными стали понятны проблемы и перспективы тюремного служения. Выяснилось, что для плодотворной духовной жизни необходимо создание православных общин, под пастырским попечением священнослужителей, в молитвенной комнате или храме, где имеется возможность общей молитвы и чтения церковной литературы, обучения основам веры. Поэтому вся деятельность в колониях, непосредственно посещаемых мною и служителями Миссии, направлена на укрепление братских православных общин. Этому способствует система дистанционного обучения, организуемая Московским Центром духовного просвещения; изучение православной литературы в группах, совместное обсуждение учебного материала и молитва помогают достигать единства в вере, благочестии и добрых делах. За несколько месяцев существования Миссии удалось наладить ежемесячный выпуск специального издания для православных общин в местах лишения свободы – вестника «Светоч». Он благотворительно распространяется по колониям, тюрьмам, больницам, поселениям; высылается при переписке всем желающим, направляется в те фонды и миссии, с которыми удалось наладить взаимодействие в деле тюремного служения. «Светоч» получил рекомендательные отзывы от Синодального Отдела и руководства Федеральной службы исполнения наказаний. Но самое главное – на первые номера пришло множество писем с благодарностью, пожеланиями и рассказами о жизни в православных общинах. Вестник оказался действительно крайне необходимым изданием, давно ожидаемым верующими. Благодаря ему удалось наладить переписку с самыми отдаленными местами лишения свободы, рассылать православную литературу, осуществлять духовное попечение над теми учреждениями, куда затруднен доступ священнослужителей. Начала определяться возможность решения наболевшей проблемы – всесторонней помощи освобождающимся. В результате общения и переписки с верующими определились главные трудности в этом деле на сегодняшний день. Люди, пришедшие к вере в тюрьме, изменившие образ жизни и решившиеся быть христианами не только по имени и крещению, по освобождении оказываются в большинстве случаев в неком духовном вакууме. От прежних безбожных дел они стараются отдаляться, а в Церкви не могут найти свое место, лишенные привычного круга братского общения. Те христианские идеалы, которые они в чистоте восприняли из Евангелия, воплощали в православной общине и надеялись в полноте встретить на воле, после выхода из колонии неожиданно приводят к духовному одиночеству. «Море житейское» так накатывается на еще не утвержденного в вере, что у него складывается впечатление, будто от искушений нет спасения даже в церковной ограде. Нет самого необходимого для борьбы с трудностями и грехом – братского взаимопонимания с верующими. На втором месте неизбежные социальные проблемы человека, брошенного в неведомый для него мир, в котором он часто просто никому не нужен. Такая оценка сложившейся ситуации и опыт многих освободившихся верующих привели к разработке в Миссии комплексной системы духовной и социальной реабилитации обращенных узников. Ее общая схема такова: • В колонии в результате евангельской проповеди создается община верующих; • Проводится постоянное попечение о верующих: пастырское, катехизаторское, благотворительное и молитвенное, что позволяет создать в общине здоровую духовную атмосферу; • Продолжительное знакомство и совместная деятельность с членами общины дают возможность пастырям и служителям Миссии принимать освобождающихся в общину при Центре реабилитации. • В общине Миссии согласно с уставом поддерживается православный духовный образ жизни, включающий Богослужения и совместную молитву, возможность обучения православной вере, исповедь и духовное руководство. • В Миссии оказывается всесторонняя забота о социальной адаптации верующих: предоставляется возможность оплачиваемого труда, участия в благотворительной деятельности, юридическая и правовая помощь в восстановлении социального положения на свободе. • Время пребывания в общине Миссии не ограничивается при должном соблюдении христианских норм поведения и братского устава, в том числе и при обзаведении семьей или возобновлении семейной жизни. Возможно и желательно сохранение общения с Миссией даже в случае отъезда на жительство в другие регионы. • Братская христианская забота о верующих, движимая любовию Христовой, простирается на все стороны их жизни в неволе и на свободе, в том числе в случае почти неизбежных духовных падений и проступков, применяя церковные средства врачевания немощей, не оставляя повода унынию и отчаянию кающейся душе. В этом направлении развивается деятельность Миссии «Всех скорбящих Радость» в отношении тюремного служения. За последние месяцы подготовлено и разослано «Методическое руководство для тюремных священнослужителей», готовится к изданию учебное пособие для руководства в духовной жизни православных общин в заключении «Тайны Священного Писания в святоотеческом толковании». Председатель Оренбургской тюремной Миссии иерей Александр Азаренков ПОБЕДА.RU