Пономарева Н. В., руководитель Центра духовного просвещения и миссионерства Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, научный сотрудник ПСТГУ. В своей статье Наталья Владимировна делает анализ возможностей пратического приминения новых программ тюремного служения Программа «Смоковница» - программа примирения потерпевших и правонарушителей. В начале октября 2006 года в конференц-зале Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями прошел международный семинар, посвященный знакомству с зарубежными методиками работы с осужденными. Организованный усилиями сотрудников сектора уголовно-исполнительной системы и представителей Международной ассоциации тюремного служения (МАТС), семинар собрал множество священнослужителей, служащих в тюрьмах, а также мирян, оказывающих попечение о заключенных. В качестве основных докладчиков на семинар были приглашены: руководитель Ассоциации тюремного служения Англии и Уэльса Питер Уокер и представитель Ассоциации тюремного служения Венгрии, лютеранский пастор Габор Рожик. Семинар длился два дня. Первый день был посвящен теоретическим вопросам. Было рассказано о программах тюремного служения, методах их создания и разработки применительно к конкретным условиям страны, региона, отдельного учреждения или прихода. Во второй день участники семинара узнали собственно о самых интересных программах, которые были разработаны в Ассоциации тюремного служения Англии и Уэльса и успешно работают во многих странах. Это программа «Дерево Ангела», и программа «Смоковница». Программа «Дерево Ангела» состоит в том, чтобы преодолеть часть материальных, психологических и духовных трудностей, стоящих перед осужденными при подготовке и отсылке Рождественских подарков своим детям. Это восстановление связей между невинными детьми и их заключенными в тюрьму родителями. В программе «Смоковница» признается, что каждое преступление, совершенное против другого лица имеет далеко идущие травмирующие последствия, что потерпевшие и правонарушители при желании должны иметь возможность встретиться и поделиться, что они чувствовали по поводу преступления, имея в виду новозаветные понятия покаяния, прощения и примирения. В этой программе правонарушителю предлагается при желании как-то возместить потерпевшему нанесенный ему ущерб. В частности, было рассказано об опыте внедрения этих программ в тюрьмах Великобритании и Венгрии. Участники семинара в интерактивном режиме еще раз сформулировали цели и задачи пенитенциарной системы. В числе наиболее важных были названы наказание человека, совершившего преступление, защита общественного спокойствия и реабилитация. Под наказанием в данном случае понималось собственно лишение человека свободы, его изоляция от привычного окружения. Как сказал Питер Уокер, «преступника помещают в тюрьму в качестве наказания, но не для того, чтобы наказывать». Что касается реабилитации, то здесь также речь шла не столько о социальном, сколько о внутреннем, сердечном восстановлении совершившего преступление человека. На семинаре не раз было подчеркнуто, что только изменение души влечет за собой восстановление человека в обществе. Можно сформулировать две основные задачи семинара: • понять, что же такое ПРОГРАММЫ тюремного служения и чем они отличаются просто от индивидуального духовного попечения в тюрьмах; • подробнее узнать об интереснейшей программе «Смоковница», которая базируется на принципах Восстановительного правосудия, особой форме правосудия, которое меняет наши представления о формах реализации задач пенитенциарной системы, указанных выше. Эти задачи были вполне решены и вот что можно бы выдать, как его итоги. Программы тюремного служения. По пути создания ПРОГРАММ социального и миссионерского служения уже давно идут христианские конфессии запада. В нашей стране и Церкви как правило любое дело, особенно в социальном и миссионерском служении связано с конкретной талантливой личностью. Есть личность – есть дело, нет личности – нет дела. Что же такое программа? Это логичная последовательность шагов (действий), ведущих к ЦЕЛИ. То есть при создании программы мы сначала определяем ЦЕЛЬ, а потом прописываем последовательность действий, ведущих к ней. Характерная особенность любой программы – это возможность ее описать и передать для использования. Программа обычно не подразумевает (хотя и не отрицает) наличия особо одаренной личности. Ее могут использовать различные люди. Хорошо разработанная и «раскрученная» программа – это – «БРЕНД». т.е. она имеет свое неизменяемое название, например программы «Смоковница» или «Дерево ангела», описание, практику внедрения. Если мы присоединяемся к этой программе – мы все это сохраняем, но мы свободны и не присоединяться. Можно сказать, что «Бренд» это - авторское право. В этом есть важный положительный момент. Хорошо разработанная, опробованная программа не требует длительных временных затрат. Для того, чтобы разработать программу, опробовать ее на малых группах, исправить все неточности, расширить группу применения и получить результаты, надо много времени. Используя уже опробованную программу, мы экономим время, средства, силы. Можно в общем и целом так описать основные требования к программам. 1. Актуальность представляемой программы. В чем заключается актуальность и важность этой программы, в чем ее отличие от других аналогичных программ. 2. Участники программы: Кто проводит программу (количество участников) На какую аудиторию рассчитана программа. 3. Контекстная оценка программы должна охватить четыре аспекта: Философский - То ли это, чем должна заниматься православная тюремная миссия? - Соответствует ли это нашей миссии и цели? Культурный - Правильный ли это подход к людям, которым мы служим? - Учитывает ли он культурные особенности и временной контекст? Богословский - На каких Евангельских и богословских основаниях базируется программа? - Существовали ли в церковной традиции аналогичный опыт? Организационный - Есть ли способности и ресурсы, чтобы вести эту программу? - Будет ли данная программа положительно охватывать другие стороны церковной жизни? 4. Содержательная часть программы. Здесь, собственно описывается программа в категориях действия, т.е. практически описано, как конкретно она осуществляется. 5. Финансирование программы. Какие расходы предполагает реализация программы? Сколько штатных сотрудников и сколько волонтеров предполагает участие в программе? 6. Ожидаемые результаты и оценка результативности программы. Программа «Смоковница» - программа примирения потерпевших и правонарушителей. Программа «Смоковница» базируется на принципах Восстановительного правосудия. Восстановительное правосудие - это новый взгляд на то, как обществу необходимо отвечать на преступление, и построенная в соответствии с этим взглядом практика. Суть предлагаемого ответа состоит в том, что всякое преступление, будучи осознанным и пережитым правонарушителем приводит его к сознанию необходимости загладить вред, возместить ущерб, нанесенный пострадавшему. Государство и социальное окружение пострадавшего и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия. Ядром программ восстановительного правосудия являются встречи жертвы и обидчика, предполагающие их добровольное участие. Восстановительное правосудие зародилось в середине 70-х годов ХХ столетия как движение за изменение подходов к преступлению и наказанию. В его основе лежит подход к преступности, ориентированный на решение последствий преступления самими сторонами и обществом в целом. Восстановительное правосудие призвано не отменить официальное правосудие, а придать ему за счет использования определенного способа разрешения криминальных ситуаций восстановительный характер. Обычно программы восстановительного правосудия реализуются за счёт партнерства общественности и правосудия, способствуя ресоциализации преступника и уменьшая количество уголовных наказаний. Существует несколько моделей (форм) восстановительного правосудия. Самые распространённые из них: • программы примирения потерпевших и правонарушителей (известные также под названиями "медиация" или "посредничество", а также "примирение жертв и правонарушителей", "конференции жертв и правонарушителей"); • круги правосудия - программы, основанные на традициях североамериканских индейцев, которые проводятся преимущественно в Канаде; • семейные конференции, родина которых - Новая Зеландия, где они узаконены и базируются на традициях коренного населения - маори. Подробнее об этих формах восстановительного правосудия можно узнать зайдя на любой юридический сайт в Интернете, например: www.commonground.org.ua. Программа «Смоковница» относится к первому из направлений. В качестве основного элемента в таких программах используется посредничество. Деятельность программ заключается в организации встречи потерпевшего и правонарушителя лицом к лицу. Встреча предполагает добровольное участие каждой из сторон и происходит только в случае, если правонарушитель признал факт совершения им преступления. Однако программа «Смоковница» имеет духовное основание в отличии от других программ и подходов. Кто может стать участником программы? Любой осужденный, в независимости от пола, расы и вероисповедания, который после знакомства с Программой свободно и сознательно решает принять в ней участие. У него кроме того должно быть желание учиться, работать над собой. Важно, чтобы втечении срока заключения осужденный смог посетить все семинары программы и после этого какое-то время (не меньше месяца) еще находился бы в заключении, чтобы все, возникающие во время программы вопросы были бы разрешены. Опыт показывает, что на первом этапе совсем не многие осужденные готовы включиться в работу по программе, но с течением времени к программе присоединяется все больше и больше желающих, с тем, чтобы разобраться в том, что происходит в их сердцах и обрести «свободу чистой совести». Кто и как приглашает к участию в Программе? Это могут делать добровольцы, проводящие программу, совместно с тюремным священником. Очень важно, чтобы и тюремный психолог, и заместитель начальника по воспитательной работе, и сами воспитатели, и начальники отрядов были ознакомлены с программой и могли бы предлагать осужденным участие в ней. Во-первых, потому, что в программе могут принимать участие не только христиане, во-вторых, потому, что знакомство с существом программы будет менять мировоззрение и отношение к осужденным самих сотрудников. Кроме того осужденные, которые приняли участие в программе будут рекомендовать ее другим. Представление этой программы начинается с изложения евангельской притчи о Закхее. (Лука 19:1-10). «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Далее поясняется, как эта история позволяет участникам программы осознать влияние преступления на потерпевших, самих правонарушителей, и общество. Закхей выбрал образ жизни, который заставил людей ненавидеть его. Он зарабатывал деньги, собирая налоги со своего собственного народа, обманывая их и сотрудничая с «оккупантами» - Римлянами. Он был ненавидем народом, но чувствовал, что его изоляция себя оправдывала, потому что он имел много денег, великолепный дом, еды в достатке и все удовольствия, которые он хотел. Однако он все же чувствовал, что ему чего-то недоставало – он хотел видеть Господа – Иисуса Христа. Наверное больше всего был удивлен словам Господа сам Закхей: «сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Иисус встретился и говорил с Закхеем, и сердце Закхея переменилось. Он, утверждая эту внутреннюю перемену, решил отдать людям все то, что он украл у них в четырехкратном размере, и кроме того половину своего имения раздать нищим. История поднимает множество очень важных вопросов, которые имеют отношение к потерпевшим и правонарушителям в наше время. • Каковы отношения правонарушителей к потерпевшим? (Как относилось общество к Закхею.) • Каковы отношения потерпевших к правонарушителям? (Как относился Закхей к обществу?) • Необходимость реабилитации, прощения и реституции (восстановления в правах). (Как изменил эти отношения Господь?) • Какая потребность возникает у правонарушителя, осознавшего как именно его преступление повлияло и на потерпевшего и на общество. Именно с ответов на эти вопросы и начинается работа на семинарах программы «СМОКОВНИЦА». С самого начала в интерактивном режиме – т.е. в режиме опроса участников программы осознается, что преступление оказывает разрушительное воздействие на очень широкий круг лиц и общественных структур. Это прежде всего, конечно сам потерпевший, его семья, его друзья, сотрудники по работе. Но также и семья самого осужденного, его друзья, сотрудники по работе. Кроме того, все общественные структуры, которые тем или иным образом задеты преступлением: милиция, прокуратура, суд, следственный изолятор – люди, которые разбираются с этим преступлением, возможно больницы, церковь или другие общественные структуры, которые имеют дело с последствиями преступления. Обычно уже такой перечень заставляет осужденного увидеть свое преступление глазами общества. Далее, также в интерактивном режиме, в режиме обсуждений и диалогов на примере притчи о Закхее, а не на конкретных пока примерах выясняется как именно относился правонарушитель к пострадавшим и обществу (пренебрегал, эгоистично потреблял, ущемлял в правах, наносил материальный ущерб и т.п.), как общество и пострадавшие относились к правонарушителю (ненавидели, желали смерти, боялись, пренебрегали и т.п.) Возможность на примере притчи поговорить о чувствах и отношениях правонарушителей, пострадавших и общества – дает терапевтический эффект: осужденный может понять и увидеть эти отношения, т.к. они пока не касаются его лично. Начиная с определенного момента, во встречах начинают участвовать пострадавшие, пока еще просто пострадавшие от преступлений, но не касающихся осужденных – участников программы. Эти пострадавшие рассказывают о своих чувствах, по отношению к преступлению и осужденные начинают осознавать преступление и пытаются увидеть его глазами жертвы. Затем собственно происходят встречи пострадавших и совершивших преступление. Во время встречи потерпевшего и правонарушителя сторонам предлагается рассказать свою версию происшествия и то, каким образом преступление повлияло на их дальнейшую жизнь. У каждой из сторон есть право задавать вопросы. Далее они совместно решают, что делать с последствиями преступления. Иногда это материальная компенсация, иногда правонарушители соглашаются отработать в пользу потерпевшего или в пользу сообщества. По мнению главного идеолога восстановительного правосудия - Ховарда Зера - встречи потерпевшего и правонарушителя могут стать знаменательным событием в жизни каждой из сторон (Зер.Х. - Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. - М.: Центр "Судебно-правовая реформа", 1998.- стр. 188). Потерпевший может задавать все волнующие его вопросы, говорить о своих чувствах и давать понять преступнику, что он пережил в результате преступления, и как это изменило его жизнь. Кроме этого, у жертвы есть возможность понять, что значит преступление для того, кто его совершил. Поскольку потерпевший встречается лично с правонарушителем, его стереотипы пересматриваются, а страх уменьшается. Появляется шанс не только получить компенсацию, но и непосредственно принять участие в решении характера такой компенсации. Таким образом, программа примирения потерпевших и правонарушителей создаёт условия для выявления чувств, обмена информацией и возмещения ущерба. В то же время у правонарушителей появляется возможность увидеть в жертвах реальных людей. Они узнают о последствиях преступления из первых рук, что приводит к новому взгляду на предыдущие стереотипы и попытки самооправдания. Таким образом, у преступника есть шанс восстановить справедливость конкретными действиями, а также высказать раскаяние и попросить прощения. Это - не легкий путь, однако помогает осужденным лучше понять воздействие их преступлений на пострадавших. Они начинают понимать их собственную ответственность перед пострадавшим и обществом. Поскольку в основании программы «Смоковница» лежат христианские ценности, то в процессе ответов на основные вопросы, связанные с проблемами последствий преступления, осужденные начинают понимать и усваивать Евангельские понятия покаяния, прощения и примирения. Очень часто в результате даже те, кто изначально либо совсем не был знаком с основами христианства, либо был знаком поверхностно, начинают проникаться евангельскими нравственными установлениями, а вслед за этим приходят к личным отношениям с Богом, что через ППОКАЯНИЕ может совершенно изменить их жизнь. Поэтому результатом участия в программе «Смоковница» является не только желание осужденного восстановить отношения с пострадавшим, с его семьей, получив от них прощение, не только желание осужденного возместить ущерб, нанесенный пострадавшему, но ПОКАЯНИЕ, как изменение жизни, начало новой жизни с Богом, усвоение крестной жертвы Господа Иисуса Христа. Эта программа меняет взгляд на преступление, как самого преступника, так и пострадавшего, который, прощая, также восстанавливает свои отношения с Богом. Кроме того, она меняет взгляд на преступника всех категорий сотрудников пенитенциарной системы, а также многих осужденных, которые видят результаты ПОКАЯНИЯ и изменения сердца, прошедших программу осужденных. После семинара, проведенного в Синодальном Отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, программой заинтересовались многие священнослужители и миряне, несущие служение в тюрьмах. И теперь мы планируем начать проведение регулярных встреч для подробного ознакомления и с принципами восстановительного правосудия и с последовательность практических шагов с целью внедрения программы в нашу пенитенциарную систему. Пономарева Н.В. ПОБЕДА.RU