Великий пост для христианина – это время духовного и физического подвига. Отказ от любимых лакомств, привычных развлечений, ограничения во всем, даже в мыслях и чувствах, по-разному воздействует на людей. Одни впадают в уныние, другие, загоревшись поначалу желанием духовного подвига, быстро остывают, третьи напускают на себя мрачный вид и стараются сохранить его до Пасхи. Нет нужды говорить, что все эти состояния не имеют ничего общего с православным пониманием сущности поста. Церковь называет пост «веселым временем». Одно это слово исключает любые намеки на мрачность, унылое настроение и подавленность. Об этом недвусмысленно сказал Христос в Нагорной проповеди: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6, 16). Стремление выглядеть «по-христиански», нарочитая суровость, боязнь случайно оскоромиться, улыбнуться и тем самым сделать «что-то не так» полностью заглушает заботу о главном: об исправлении и преображении души, о добре, которое христианин должен сеять во время поста щедрой рукой. Темные облачения духовенства, минорные песнопения, смиренное убранство храмов и прочие великопостные атрибуты призывают нас к внутренней сосредоточенности и молитве, напоминают нам об отвержении мира и следовании за Христом. Но мир – это не природа с ее флорой и фауной, не люди, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Святая Церковь подразумевает под «миром» совокупность греха, страсти, препятствующие человеку приблизиться ко Христу, но ни в коем случае не физический мир, который создан Богом, не наших ближних, ради спасения которых Христос предал Себя на смерть. Пост должен стать временем интенсивной любви к творениям Божьим, временем активной деятельности, направленной на общее благо. Такое понимание поста мы находим не только в Новом, но и в Ветхом Завете. «Вот пост, который Я избрал, - пишет пророк Исайя, - разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58, 6-7). О том, что истинный пост заключается не в отказе от пищи, а в делах милосердия и в очищении души писали многие подвижники благочестия, подтвердившие свои слова личным примером. Находясь в местах лишения свободы, осужденный не может по своему усмотрению формировать меню и выбирать время приема пищи. Он поставлен в жесткие условия режима, который четко регламентирует пищевой рацион, время завтрака, обеда и ужина. В этих условиях грехом будет скорее неповиновение тюремному уставу, чем вкушение скоромных блюд. Однако никакие замки, охрана или колючая проволока не в силах положить предел христианской любви. Пребывание в заключении не мешает человеку вести себя по-христиански, с терпением и любовью относиться к окружающим и творить добро. Хочется особо подчеркнуть, что в отличие от зеков советского периода нашей истории, современные осужденные не оторваны от церковной жизни. Церковь, заботясь о людях, находящихся за решеткой, не оставляет их своим попечением и откликается на их духовные нужды. Сегодня во многих колониях и следственных изоляторах есть храмы и молельные комнаты, осужденные имеют возможность читать духовную литературу, участвовать в богослужении или, в отсутствие священника, устраивать совместные молитвословия. Многие верующие люди, прошедшие советские лагеря, не смели и мечтать о том, чтобы сходить в храм, почитать книжку христианского содержания или собраться на молитву. Тем не менее, они сохранили в своей душе свет веры, а некоторые из них достигли святости. Конечно, если есть возможность, нужно следовать Церковному уставу, предписывающему во время Великого поста ограничения в пище. Согласно Уставу, во время Великого поста из употребления исключается вся так называемая скоромная пища: мясо, молочные продукты, а также рыба (вкушение рыбы разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное Воскресенье). Поэтому еда в это время состоит в основном из каш, овощей и растительного масла, которое, впрочем, включается в рацион постящихся только по субботам, воскресеньям и некоторым большим праздникам. Особенно строгие ограничения накладываются на христианина в начале и конце поста. В это время многие практикуют сыроядение и сокращают количество приемов пищи. Традиционно дети, беременные женщины, люди, находящиеся в путешествии, больные и немощные ослабляют пост в зависимости от своего состояния и возможностей. Думаю, что осужденных также можно причислить к этим категориям «нарушителей». Великий пост имеет несколько кульминационных моментов. Наиболее строгими считаются первая, третья (крестопоклонная) и последняя (страстная) недели. Прочие недели постового цикла посвящены памяти святых, прославившихся подвижнической жизнью. Среди них — Григорий Палама, Иоанн Лествичник и Мария Египетская. Один из самых радостных праздников, которые отмечает Церковь в это время — Вход Господень в Иерусалим, сопровождающийся освящением во всех церквах вербовых веточек. Завершается пост Пасхой. Борис СОРОКИН Победа.ру