С апостольских времен сумрачные тюремные камеры стали местом
евангельской проповеди и самоотверженного христианского служения ради спасения
заблудших и помощи страждущим. Развивая эти традиции, Русская
Православная Церковь от святого князя Владимира и до наших дней ведет
работу по превращению мест наказания преступников в места их перевоспитания
и нравственного возрождения. Возненавидь грех и возлюби грешника,
— эта заповедь Святых Отцов положена в основу тюремного служения
русского духовениства.

В начале XX века в Московской епархии велась систематическая работа, по окормлению лиц находящихся под следствием или отбывающих срок наказания в
тюрьмах. Все места лишения свободы имели домовые храмы или часовни.
Была налажена работа по пастырскому душепопечению заключенных. К сожалению,
огненный вихрь революции 1917 года разрушил эту веками проверенную форму
социальной реабилитации осужденных. Вместо борьбы с грехом началась
перековка масс. Вскоре многие московские священнослужители, в
том числе и те, которые окормляли в прошлом пенитенциарные учреждения,
были репрессированы и сами попали в камеры в качестве заключенных,
прошли путем исповедников и мученников.

После празднования тысячелетия Крещения Руси, на фоне изменившихся к
лучшему взаимоотношений между госсударством и Церковью, начались первые,
еще робкие, попытки со стороны отдельных московских священнослужителей
войти в тюремные камеры.

В начале 90-х появляется возможность начать регулярное
окормление заключенных в нескольких московских тюрьмах. Известный церковный
писатель, профессор-протоиерей Глеб Каледа (1921-1994) в 1992 году начинает
регулярно посещать Бутырскую тюрьму, совершая многочисленные крещения
осужденных и подследственных. Благодаря помощи руководства тюрьмы, в верхней
части бывшего тюремного храма Покрова Пресвятой Богородицы возобнавляются
богослужения. Первая Пасхальная Литургия была отслужена 29 апреля 1992 года.
На Пасху 1993 года в тюрьме, во внутреннем дворе состоялся крестный ход вокруг церкви. На Литургии причастилось 44 человека, в том числе 29 крестившихся
перед утреней. Заключенные принимали участие в богослужении: пели и читали на
клиросе, помогали в алтаре. Рялом с о. Глебом работали пришедшие
с воли катехизаторы из мирян. Впервые после 1918 года священник
мог войти в камеру к смертникам, крестить, совершать таинство покаяния,
даже служить в сумрачном тюремном коридоре их блока литургию. Получивший
церковное воспитание в эпоху гонений, о. Глеб входил теперь в те камеры,
где за полвека до этого томились его духовники (на фото: о. Глеб в камере
Бутырской тюрьмы. 1992 г.)

Тюрьмы и лагеря — это огромное невозделанное поле, где
надо пахать, сеять и жатву убирать
, — пишет он в книге
Остановитесь на путях ваших…, на страницах которой
был обобщен опыт работы в Бутырской тюрьме. Эта книга до сих пор является
важным руководством для начинающих тюремных священников.

Еще в 1989 году, в Краснопресненской пересыльной тюрьме начал духовно
окормлять заключенных священник протоиерей Федор Соколов, настоятель
Спасо-Преображенского храма в Тушино. Ему удалось, несмотря на тяжелую
обстановку, царившую в начале девяностых в московских СИЗО, наладить
взаимоотношения с руководством тюрьмы. Уже 6 ноября 1992 года по благословению
Святейшего Патриарха Алексия II был освящен храм в честь иконы
Пресвятой Богородицы Споручница грешных в одном из
тюемных помещений.

Это был первый храм, устроенный заново в местах лишения свободы после
1918 года. На праздник в подразделение были приглашены руководители органов
по исполнению наказания, все начальники московских тюрем, руководители
территориальных прокурорских и судебных органов, представители центральной
печати (на фото слева — освящение храма, в центре о. Федор Соколов).
Накопленный опыт работы в местах лишения свободы позволил о. Федору
установить конструктивные взаимоотношения с руководством ГУИН МВД

России. Многие годы, до своей трагической гибели о. Федор, вел со
стороны Патриархии переговоры с руководством ГУИН о
различных аспектах тюремного служения православного духовенства.
Достигнутые в результате договоренности стали во многом его заслугой.