Опубликовано на сайте Тюремное служение (http://www.t-sluzhenie.ru)

Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних осужденных

Разместил(а) Геннадий
Создана 2006-03-07 14:00
Доклад представителей Рязанской епархии в "ФГУ Рязанская ВК" УФСИН России по Рязанской области «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших...» В ФГУ Рязанская ВК УФСИН России по Рязанской области в на­ стоящее время отбывают наказание более 300 воспитанниц из республик и областей Российской Федерации. На протяжении ряда лет персонал колонии решает вопросы правово­ го, нравственного, духовного, физического развития и воспитания деву­шек-подростков, в силу различных обстоятельств, преступивших закон. В ' учреждении уже более 10 лет ведется работа по совершенствованию практики исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних, особенно в части гуманизации процесса исполнения наказания, приближения его к международным нормам и правилам. Такая практика отводит основную роль процессу реабилитации воспитанниц, их духовному и нравственному воспитанию, которое подразу­ мевает, в числе других удовлетворение и религиозных потребностей, сотрудничество с религиозными организациями. В условиях изоляции от общества зачастую происходит переосмыс­ление основополагающих вопросов бытия: о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти, грехе и раскаянии. Именно поэтому проблема выбора мировоззренческих основ и религиозных базисных представлений для воспитанниц имеет не надуманный, а жизненно важный характер. Приоб­ щение к религии, ее духовной культуре самым благотворным образом влияет на морально-психологический климат в колонии, на очерствевшие, заблудшие души осужденных, помогает покаяться, переосмыслить всю свою жизнь. Одним словом, духовно-нравственное воздействие религии на человека велико, а в местах лишения свободы оно приобретает еще большее значение. Это необходимый элемент воспитательного процесса, поскольку желание исправиться возникает лишь тогда, когда человек ви­ дит выход «из печального положения к более радостному». Религия помо­ гает оступившемуся человеку расширить нравственный коридор, напра­ вить свои устремления к добру и творчеству, избежать духовной смерти. Большинство воспитанниц до осуждения находились в социально неблагоприятной среде, и понятия добра, любви, веры для многих незна­комы или искажены до неузнаваемости. Но потребность в покаянии, про­ щении, в поиске смысла своего существования испытывает каждая из осужденных девушек. Ведь само место, где сейчас расположена Воспита­тельная колония, являлось священным еще с незапамятных времен. В 1219 году на высоком крутом берегу реки Трубежа в 12 верстах от Рязани великим Рязанским князем Ингварем Игоревичем был основан Успенский Льговский монастырь. На территории монастыря особое вни­ мание привлекал собор Успения Пресвятой Богородицы. Храм был по­ строен в 1662 году. За прошедшие столетия многое изменилось, и мона­ стырь был разрушен. Но благодаря позитивному отношению государства к церкви и происходящим в последние годы процессам реформирования уголовно-исполнительной системы, связанного с поиском новых нетради­ ционных форм и методов воспитательного воздействия на правонаруши­ телей, началось духовно-нравственное возрождение общества. Главная цель - единение общества на основе духовных и исторических традиций России, христианской культуры, морали и нравственности. Началом приобретения духовных ценностей для осужденных деву­шек Рязанской воспитательной колонии явилось открытие и освящение в январе 1999 года молитвенной комнаты. При молитвенной комнате, а также во всех отрядах были созданы библиотечки духовной литературы. И если вначале число воспитанниц, посещавших молитвенную комнату, было небольшим, то постепенно, бла­ годаря регулярно проводившимся занятиям в воскресной школе отцом Дмитрием, изучению духовных книг, количество девушек, приобщивших­ ся к Богу, сильно возросло. Первые крещения в Воспитательной колонии проходили именно здесь, в молитвенной комнате. Наблюдая за своими подругами, уже принявшими обряд крещения, воспитанницы замечали ра­зительные перемены в их поведении. Воочию убеждались, как православ­ ная вера помогает им обрести внутреннее успокоение, встать на правед­ный путь. А это - прямая дорога к условно-досрочному освобождению, заветной мечте абсолютного большинства находящихся в изоляции. Вскоре молитвенная комната уже не могла вмещать всех желающих присутствовать на службах. Возникла необходимость в возведении Храма. Он был построен по проекту одного из православных мирских Храмов. Впоследствии такие Храмы стали возводиться и в других колониях. Не смотря на возникающие трудности, Храм был возведен довольно быстро, чему немало способствовали и сами воспитанницы. Осенью 2002 года была открыта и освящена церковь во имя иконы Божьей матери «Умягчение злых сердец». Эта икона списана специально для воспитательной колонии со старинной иконы, писавшейся святым Лу­ кой с лика самой Богородицы и предназначенной смягчать злые сердца, очищать души, становиться добрее, спокойнее, терпимей. Торжественную службу по поводу открытия, крестный ход, причащения вел митрополит Рязанский и Касимовский Симон. Службы в Храме стали регулярными. Проводятся обряды крещения, исповеди. Ежемесячно приезжают и проводят беседы о нравственности, духовном росте личности верующие студенты из различных ВУЗов г. Рязани. Для истинно верующих организуются выезды в монастыри, святые источники. Постоянно растет число книг в духовной библиотеке, читате­ лями которой являются более 150 человек, в том числе и сотрудники. От­ ца Игнатия, монаха Ионно-Богословского монастыря, воспитанницы слу­шают, затаив дыхания. И есть надежда что, отбыв срок, не возьмутся за ста­ рое, а вспомнят «Не убий», «Не укради»... Особое внимание заслуживает воскресная школа. Ее опыт по истине уникален и многогранен. Работа воскресной школы строится по специаль­но разработанной программе, курс которой рассчитан на 31 час в год, один час в неделю и имеет три логически связанных между собой раздела. Первый раздел - «Нравственность христианина». Раскрывается ос­ новной закон любви к ближнему и к Богу, как основа нравственной жиз­ ни. Дается понимание естественных общечеловеческих основ, излагается учение о тех средствах, которые способствуют нравственному развитию природы человека и его отношения с окружающим миром. Второй раздел - «Азбука благочестия». Ведется разговор о духовном оружии против соблазнов мира, о культуре поведения, общения, этикете, о непоказанном благородстве души. Третий раздел - «Церковь Христова, история христианства, житие великих святых и истинно верующих». Ведется разговор о становлении христианства на Руси, о церковных обычаях и традициях, описание жизни великих святых, о трудностях и превратностях судьбы, о великой воле, об истинном служении Богу. Программа нацелена на передовой опыт преподавания и активную творческую деятельность воспитанниц. Используются такие типы уроков, как урок-беседа, урок-диалог, урок-размышление, урок-тренинг, учебная игра, урок-комплекс, урок-праздник. Структура и содержание каждого урока индивидуальны, так как каждая тема требует своей интонации. Ма­ териал для занятий дается в таком порядке и в такой последовательности, чтобы он являлся духовной пищей на разных ступенях духовного разви­тия, и расширение объема знаний не опережало духовно-нравственного развития воспитанниц. Используется возвращение к темам, многократное рассмотрение важнейших ключевых вопросов с приведением ярких жи­ вых примеров. Используются фильмы о святых обителях, о людях благо­ честивых, аудиокассеты с записями духовного пения. На достойных об­разцах показывается пример святой жизни, чтобы воспитанницы уходили с уроков с сердечным убеждением, что возвращение на праведный, хри­ стианский путь является путем в настоящую, честную жизнь. Программа опирается на труды отцов русской православной церкви, на педагогическое наследие русских философов, а также учитываются со­циально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных женского пола. Помимо занятий в рамках программы воскресной школы широко используются возможности привлечения гимназистов из духовного учи­лища г. Рязани для проведения бесед и духовных песнопений. Организу­ются и проводятся мероприятия в масштабе всей колонии, посвященные православным праздникам: Рождеству Христову, Светлому Христову Воскресенью и другим. Так же в ВК проводиться дистанционное обучение воспитанниц по курсу «Основы Православного Вероучения» на базе Центра Православной Педагогической культуры Рязанского государственного Педагогического университета им. С.А.Есенина. Всего на курсах обучается 80 воспитанниц. В настоящее время успешно окончили первый год обучения (курс рассчитан на 2года) и сдали зачет 21 воспитанница. Религиозное просвещение лиц, лишенных свободы, помогает решать главную задачу - нравственное воздействие на осужденных, духовного очищения и в будущем отказа от преступного образа жизни. Рано или поздно эти люди возвращаются в общество и очень важно, что они унесут в своих душах: злобу, агрессию или покаяние, веру, надежду. Староста общины С.П. Варфоломеева Священнослужитель РПЦ, окормляющий воспитанниц "ФГУ Рязанская воспитательная колония" иеромонах Игнатий Заместитель начальника "ФГУ Рязанская воспитательная колония" по кадрам и воспитательной работе подполковник внутренней службы Е.Я. Билык Победа.ру

URL источника:
http://www.t-sluzhenie.ru/node/191