Опубликовано на сайте Тюремное служение (http://www.t-sluzhenie.ru)

Гримасы возраста. Из опыта посещения несовершеннолетних в СИЗО. Рассказывает катехизатор СИЗО-5 Геннадий Колин.

Разместил(а) Татьяна
Создана 2015-04-11 13:10

Цели. Если говорить о целях работы с подростками, то для меня, пожалуй, главной является: донести до их души и ума, что: Бог – это живое, постоянно пребывающее с нами Существо, наполняющее мир Жизнью и Любовью.



1) Это действительно важно, потому что для большинства из них Бог-Троица – это лишь одна из множества земных философий. А у философии, понятное дело, ничего не попросишь и ничего от нее не получишь. Поэтому, для того чтобы перейти к вопросу о молитве и покаянии, пытаюсь объяснить, что Бог живой, он нас слышит и любит, и именно поэтому мы к нему обращаемся, т. е. молимся.


2) Вторая цель – хоть немного подвигнуть их к покаянию, объяснить им весь вред их поступков, как для пострадавших, так и для них самих. (Многие практически не чувствуют своей вины и внутренне считают, что ничего плохого в том, что украл, ограбил – нет, плохо только, что попался; с убийцами сложнее: кто-то бравирует, а кто-то пребывает в сильнейшем отчаянии, и здесь подход индивидуальный, слишком велика тяжесть греха на душу).


3) Третья цель – хотя бы в основных понятиях объяснить им, что такое Вера православная, чтобы оградить их от иноверцев и сектантов. (В большинстве своем в головах у них полная каша из обрывков различных религий, суеверий и собственных мыслей по этому поводу)
.

4) Четвертая цель – предостеречь от безумного, а иногда и радостного принятия не только тюремных, но и «общеворовских» законов. Хотя в эту область я стараюсь вторгаться только «в общем», для частностей не хватает знаний о тюремной жизни.


5) Пятая цель – постараться, чтобы они после отсидки снова не вернулись сюда, что жизнь их не закончится после приговора, а только начнется после освобождения.


6) И, наконец, шестая – объяснить, что они не одни в этой жизни, что за них молится наша Церковь, что все мы едины в ее лоне и в Боге, если веруем, и уже, поэтому они всегда не одиноки.

Занятия. Чаще всего занятия проходят в форме беседы. Иногда смотрим короткий фильм или отрывок из фильма, или слушаем православные песнопения. По времени одно занятие идет примерно полтора часа. Начинается занятие с молитвы «Царю небесный…», читает преподаватель, ребята слушают. Затем раздаются нательные крестики тем, у кого их нет. Берут обычно с радостью, чаще по вере. Дальше, как правило, от крестика мы переходим к разговору о силе Креста Господня, а отсюда к миру ангелов и злых духов или к жертвенной смерти и Воскресении Господа и их значении для нас.

Если на этот день или на один из ближайших приходится двунадесятый праздник или чествование известного святого, то рассказывается об этих событиях и их пользе для нас.

Но чаще всего основными темами «Закона Божьего» становятся:
- Крестная Смерть и Воскресение Господа,
- создание Господом мира ангелов и падение Денницы,
- Страшный Cуд,
- Рай и Ад и загробная жизнь.

С удовольствием слушают о чудесах, особенно происшедших в наше время, но чаще всего, мне кажется, это их скорее развлекает, хотя, если в подтверждение показывается статья в газете о чуде исцеления да еще с фотографией, то значимость и достоверность этого чуда сильно увеличивается. (Такое не благо- приобретенное доверие к СМИ у нас).

Но чаще всего беседа о том, для чего мы живем, как узнать что хорошо, а что плохо. Откуда берутся плохие мысли и желания, и как с ними бороться, что в жизни главное, если сравнить ее с вечностью, можно ли изменить себя и свою жизнь и т.д. То есть «прикладные» беседы, где Евангельские истины мы переносим на наши личные и конкретные жизненные ситуации.

Отдельные составляющие беседы – наша жизнь после смерти и чисто житейские, я бы сказал мужские проблемы:
- как относиться к деньгам и их количеству,
- к жизненным удовольствиям и развлечениям,
- к своей будущей семье и детям (мужчина – глава семьи, на нем огромная ответственность),
- и, наконец, к работе, к друзьям и к Родине.

Пожалуй, что если у мужчины нет интересной ему работы или профессии, то вероятность пьянства, распутства и т.д. сильно увеличивается. Опять же, если не порвать с прежними «друзьями», то, вернувшись из заключения, можно снова сесть за решетку, ибо «…с преподобным преподобен будеши… со строптивым развратишься...».

И, конечно, говорится о том, что почти всем странам выгодно превратить Россию в слабую и отсталую страну, подорвать нашу экономику и культуру, уничтожить православие как умышленно, так и из «добрых» побуждений (чтобы мы были «цивилизованными» как все западные страны плюс США).

Показ фильмов на православные темы представляет определенную сложность.
- Во-первых, в силу малой образованности и заторможенности от сидения в камере, ребята быстро перестают понимать, о чем идет речь в фильме (тут еще надо иметь ввиду, что вырастаем мы теперь чаще всего на боевиках, где все определяет внешнее действие, стремительное и понятное, поэтому, когда фильм предлагает подумать, то это становится непривычной и достаточно тяжелой работой). Чаще всего просят просто комментировать фильм самого преподавателя.
- Лучше всего воспринимается просто показ съемочного материала какого-нибудь события в их СИЗО или других тюремных учреждениях (По-видимому, они уже причисляют себя к жителям этой «страны за колючей проволокой» и происходящее в ней для них становится своим и близким).
- Хорошо смотрят съемки крестных ходов, праздничных служб, освящения храмов или их закладки в тюрьмах с устным комментарием преподавателя.

В конце занятия обычно раздаются иконки святых, в чью честь ребята были крещены (это повод что-то рассказать о святых). Раздаются иконки Спасителя, Божьей Матери, православные календарики (за календари обычно восторженно благодарят).

Кроме того, часто просят принести святую воду, освященное масло, свечи, иконы каких-то определенных святых, Евангелие, а иногда и Библию, реже православные книги.

Конечно же, лучше всего, если подростки не просто слушают, но и делают что-то. Так, например, Татьяна Павловна Борискин организовала конкурс рисунков на православную тематику, из этих работ сделала стенд и повесила в храме рядом с кружкой для сбора средств в помощь заключенным.

На беседах учатся писать записки «О здравии» и «Об упокоении». Перед этим рассказывается о несомненной пользе этих записок. Для большинства – это первые в жизни записочки. Ручки, которые раздаются для этого, остаются ребятам в подарок, что тоже очень ценится.

И заканчиваются занятия благодарственной молитвой, которую читает преподаватель.


Особенности и задачи. К особенностям, в первую очередь, следует отнести благодатную почву, если так можно выразиться, в СИЗО для православных бесед. Эти ребята, лишенные свободы, намного серьезней относятся к вере, чем, скажем, студенты ВУЗов, которые по возрасту гораздо старше их.
- При выводе из камеры лучше присутствовать самому преподавателю. Одно дело, когда воспитатель СИЗО скажет: «Кто пойдет на занятие?», и совсем другое, когда преподаватель сунет голову в приоткрытую дверь (а полностью их не положено открывать) и скажет: «Мужики, пошли поговорим о православии, чего валяться целый день?» Желающих может прибавиться.
- Оптимальный вариант, когда на занятии от 6 до 10 человек. Когда их меньше они стесняются, потому что разговор получается с глазу на глаз с чужим каким-то дядей, а когда больше, трудно охватить всех, и часто начинаются разговоры между собой и т.д. Хотя, конечно, это зависит и от того, какие по характеру ребята собрались в этой камере.
- Важно и время проведения занятий. Обычно по ночам подростки «колобродят», а отсыпаются утром. Поэтому, если занятие проходят до обеда, то сонное состояние ребят в значительной степени осложняет общение, а чем ближе к вечеру, тем они активнее и контактнее.
- Отсюда и первая задача беседы – разбудить слушающих, заинтересовать, заставить работать их мозги. В зависимости от времени дня на это уходит от 5 до 40 минут.
- Не стоит говорить «я» и «вы». Особенно, когда речь идет о греховности, лучше говорить «мы», отождествляя преподавателя и слушающих. Иначе отторжение всего сказанного рано или поздно наступит: «Тоже мне, безгрешный, пришел тут обличать нас!».
- Должна быть и личная заинтересованность в их судьбах и проблемах или хотя бы сочувствие. Эти подростки уже много повидали и, как правило, легко угадывают любую фальшь и ложь.
- Здесь же, если есть затруднение в ответе на какой-либо вопрос, лучше честно сказать: «Не знаю. Постараюсь узнать, тогда скажу». Это не уменьшит, а увеличит доверительность беседы.
- Не стоит глубоко уходить в темы. Лучше проще и короче. Несколько простых тем, применительных к их судьбам могут дать больше, чем всестороннее обсуждение какой-нибудь темы. Это еще и в силу их малой, как правило, образованности и отсутствии практики долго концентрироваться на чем-то одном.
- Если кто-то засыпает во время беседы, можно не будить, он, скорее всего, ничего не почерпнет из сказанного. Зато, если хотя бы у кого-то одного, пусть на малое время, появилась мысль в глазах и внимание – значит беседа не прошла даром.
- Случается, среди слушающих находятся словоохотливый и нахватавшийся всякой информации паренек. Он «стреляет» в преподавателя совершенно разными вопросами обо всем, но ответы его не интересуют, это способ показать свою «образованность» перед сокамерниками. Можно легко стать шутом в этой игре. Здесь лучше не поддаваться, а пообещать ответить в конце и вести свою линию беседы.
- И, наконец, что-то надо давать конкретное: иконки личные или для красного угла в камере, молитвословы (только по просьбе) и Евангелие, книги православные.
- Не всегда занятия бывают удачными, иногда сонное отупение у ребят так и не проходит, и интерес не появляется, но это от нашей немощи и для нашего смирения.

Гримасы возраста. С появлением православных преподавателей у подростков резко вырос интерес к вере и, набирая обороты, постепенно свернул в сторону «особой моды».
- Так стало «модно» кроме нательного носить второй крестик на веревочке на запястье правой руки.
- Потом пошли повальные просьбы принести ладанки и большие (!) нательные кресты, желательно из серебра, а так же серебряные кольца «Спаси и сохрани».
- Апофеозом стало желание одного очень хорошего, но горячего паренька сделать себе во всю спину наколку – Спаса Нерукотворного. Многие собрались поддержать это начинание – сделать из себя ходячую иконку. Слава Богу, что пока это не произошло.

Результаты бесед. В принципе кроме того, что ребята научились писать записочки, что кто-то попросил молитвослов, кто-то захотел прочитать Евангелие, о каких-то результатах говорить сложно. Все-таки наше дело сеять, а взращивать будет Господь. Но лучший результат беседы, когда после прощания кто-нибудь из ребят спросит: «А вы когда в следующий раз придете?»


Геннадий КОЛИН,
катехизатор СИЗО № 5


P.S. Два случая:
1. Один из воспитателей СИЗО, офицер, человек некрещеный, если есть время, придет на беседу, сядет и слушает вместе с подростками, а вопросы потом один на один задает.
2. Девушка, тоже служит в СИЗО, подошла (как выяснилось потом она решила, что я священник) и спросила, что делать – немирно у нее с женихом. Посоветовал купить акафист св. Петру и Февронии и читать каждый день. И действительно нашла, купила и читала, сказала, что отношения наладились.



Слово из тюрьмы blog [1]


URL источника:
http://www.t-sluzhenie.ru/node/1264