Как помочь подросткам, прошедшим через воспитательные колонии, адаптироваться к жизни на свободе, рассказывает пособие «Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения», которую Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви выпустил в серии методических и справочных материалов «Азбука милосердия». Пособие будет полезно в социальной работе священников и приходских социальных работников, добровольческих и молодежных организаций.

Первая глава книги написана специалистами петербургского Центра социальной адаптации свт. Василия Великого, уже 11 лет работающего с подростками-правонарушителями. В ней рассказывается, как подготовить подростка к освобождению, пока он еще находится в колонии, как установить с ним контакт и достигнуть доверия, как помочь ему решить общие проблемы: где жить на свободе, кем устроиться работать, как вернуться к учебе. Большое внимание уделено и социальному сопровождению подростка после освобождения, в том числе работе с его семьей.

Во второй главе обобщен опыт Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы, с 2004 года сотрудничающей с общественной организацией Центр содействия реформе уголовного правосудия. Одна из забот Центра — поддержка девочек Новооскольской воспитательной колонии до и после освобождения. В этой главе приводятся практические советы, как помочь подростку без опыта далеких поездок и практически без средств добраться до дома из колонии, сделав пересадку в чужом городе.

Общие принципы, которыми советуют руководствоваться авторы пособия, следующие. Работа с подростком должна начинаться как можно раньше. Лучше всего, с первого дня после его заключения в СИЗО, пока его не поглотила и не подчинила себе криминальная среда. При этом помощь подросткам должна предполагать целенаправленную профессиональную социально-реабилитационную работу. Условием успеха в ней должно стать сотрудничество и взаимопонимание с руководством и сотрудниками СИЗО и колонии.

«Главное, ребенок должен чувствовать, что он сам как личность вызывает интерес у взрослых, что его не бросят, даже если он не будет ходить в храм, – уверена один из авторов пособия, руководитель Центра свт. Василия Великого Юлиана Никитина. – Иначе он решит, что взрослые пользуются его тяжелым положением и зазывают его в «их» Церковь. Он будет неискренне, фальшиво выполнять обряды только для того, чтобы ему помогли. С другой стороны, если не говорить с подростками о вере, если за них не молиться, если не показать им пример христианской жизни, а только решать их социальные проблемы, это ни к чему не приведет. И, поверьте, в работе с такими тяжелыми детьми без Божией помощи ничего не получится».

Авторы подчеркивают, что на практике социальная работа с подростками-правонарушителями весьма сложна. Администрация СИЗО и колоний не всегда помогает в ней представителям общественных организаций и добровольцам. Подростковый возраст и сам по себе труден — и для подростка, и для окружающих, а в данном случае эти трудности перемножаются на невероятную педагогическую запущенность, криминальную среду и другие обстоятельства. Поэтому авторы сразу предупреждают: работу с каждым «трудным» подростком придется вести в течение многих месяцев, и надеяться на то, что социальный работник «спасет» всех своих подопечных, не приходится.

По данным ФСИН, в начале 2012 года в воспитательных колониях находилось 2,5 тысячи подростков. Большинству из них — 16–17-лет. Как правило, они воспитывались в детских домах или в семьях, находящихся в сложной жизненной ситуации. Только 20-30% воспитанников, выйдя на волю, возвращается к нормальной жизни. Подавляющее большинство после первого тюремного опыта возвращается к прежним проблемам и прежним «друзьям». В результате они снова встают на преступный путь и возвращаются в колонию для несовершеннолетних, а затем во взрослую тюрьму.

Как пишут авторы пособия, большинство их подопечных говорили, что хотят переписываться с прихожанами православных храмов и с охотой пошли бы в храм после освобождения. Их останавливает то, что там у них нет знакомых и то, что они боятся встретить в храме те же недоверие и враждебность, к которым привыкли и в миру. Изменить ситуацию способны социальные работники и добровольцы, которые сочетают искреннее участие в судьбе своих подопечных с профессиональными знаниями и навыками. В их подготовке пособие и призвано помочь.

К пособию прилагается типовой договор о взаимодействии колонии и общественной организации. Приводятся примеры социальной анкеты подопечного с вопросами о родственниках на воле, жилищных условиях, состоянии здоровья и анкеты об отношении к вере. Также в приложении содержится психологический тест, который можно использовать для определения черт характера подростка и той профессии, которая ему бы подошла на свободе.

Методическое пособие «Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения» можно бесплатно получить в Отделе по церковной благотворительности и социальному служению по адресу Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7. Телефон для справок: (495) 911-15-35.

Электронную версию пособия можно бесплатно скачать в разделе «Методические материалы» сайта Синодального отдела по благотворительности.

Вебинар руководителя центра социальной адаптации свт. Василия Великого Юлианы Никитиной, посвященный социальной адаптации условно осужденных подростков: http://diaconia.ru/news/luchshijj-metod-votserkovlenija-molodezhi-dobrye-dela/

Официальный сайт Центра социальной адаптации свт. Василия Великого: http://svtvasiliy.ru/

По материалам Официального сайта Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата