Материал подготовили Дмитрий Косихин, Михаил Аносов, Виктория Еремченко, Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»


Реабилитация лиц, преступивших закон, – одна из сложнейших задач общества и государства. О разработках в сфере сокращения рецидива преступлений, повышении эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, преобразовании структуры уголовно-исполнительной системы рассказывает начальник управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России генерал-майор внутренней службы Валерий Юрьевич Трофимов.

— Валерий Юрьевич, Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р утверждена Концепция развития российской уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Расскажите, пожалуйста, какое место в документе уделено социальной адаптации осужденных?

— Прежде всего отмечу, что Концепцией предусмотрены основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы России, ее взаимосвязь с госорганами и институтами гражданского общества, обеспечивающими функционирование данной системы на период до 2020 года. Одной из главных целей документа является сокращение рецидива преступлений в результате повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, развития системы постпенитенциарной помощи.

— Какие новации предусмотрены Концепцией?

— Концепцией планируется: изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы; отказ от коллективной формы содержания осужденных; создание правовых, организационных условий для замены существующей системы ИУ на два основных вида учреждений – тюрьмы общего, усиленного, особого режимов и колонии-поселения с обычным и усиленным наблюдением при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач (лечебно-исправительных и лечебно-профилактических). Намечено преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для преступивших закон несовершеннолетних лиц; усиление психолого-педагогической работы с осужденными, подготовка их к жизни в обществе; организация образовательного процесса и трудовой занятости в новых условиях отбывания наказания.

Планируется создание справедливой и эффективной системы стимулов данной категории граждан к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания на более мягкий вид наказания, обновление механизма УДО;
разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения и новых мер поощрения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах;
оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе взаимодействия сотрудников всех служб ИУ с привлечением представителей органов исполнительной власти и институтов гражданского общества;
поиск, внедрение индивидуальных форм работы для оказания социальной, психологической, педагогической помощи каждому осужденному;
использование сотрудничества со структурами гражданского общества и общественными объединениями для воспитательного воздействия на осужденных;
активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, реализация совместных гуманитарных проектов;
расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к ней деятелей искусства, культуры и спорта.

Всего по вопросам организации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными подготовлен 21 законопроект. В заинтересованные управления ФСИН России представлены предложения 19 проектов федеральных законов.

— Чем принципиально отличается создаваемая система исправления осужденных от ныне существующей?

— Принципиальным различием является то, что сегодня воспитательная работа с осужденными ведется с преобладанием групповых и массовых форм. Концепция предусматривает внедрение новых индивидуальных форм работы, оказание адресной помощи каждому осужденному.

— А в чем, с Вашей точки зрения, потенциал системы «социальных лифтов»?

— Эта система представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида ИУ, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, УДО посредством оценки комиссией ИУ поведения осужденных. Потенциал такой системы заключается в том, что ее цель – социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности. Среди основных задач системы: мотивация осужденного к законопослушному образу жизни; обеспечение прозрачности процесса изменения вида ИУ, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, УДО и условия отбывания наказания осужденными; дифференциация осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристике.

При этом выполняется концептуальное положение о привлечении к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, институтов гражданского общества. В составы комиссий вошли 1302 члена общественных объединений и религиозных организаций, 916 работников органов госвласти и местного самоуправления, 177 представителей региональных уполномоченных по правам человека и по правам ребенка.

Комиссиями рассмотрено поведение более 200 тысяч осужденных, из них более 61 тысячи переведены в облегченные условия содержания; почти 18 тысяч переведены из исправительных колоний в колонии-поселения. Судами принято решение о замене лишения свободы более мягким наказанием в отношении 4,8 тысячи осужденных, более 107 тысяч человек освобождены условно-досрочно. Вместе с тем более 10 тысяч осужденных переведены в строгие условия содержания, 5,4 тысячи осужденных переведены из колоний-поселений в исправительные колонии или из исправительных колоний в тюрьмы.

— Целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденного. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «исправление»?

— В соответствии со статьей 9 УИК РФ исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления являются: порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Они применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности преступления, личности и поведения осужденных. В воспитательных мероприятиях участвуют сотрудники правоохранительных органов, представители общественных объединений и религиозных организаций. Ежегодно ФСИН России проводит среди осужденных конкурсы авторской песни «Калина красная», театральных коллективов несовершеннолетних осужденных «Амнистия души». Концепцией предусмотрено расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к ней деятелей искусства, культуры и спорта. Для решения этой задачи ФСИН России заключила соглашение о сотрудничестве с Минкультуры России.

Во всех ИУ организовано духовно-нравственное воспитание осужденных, осуществляемое священнослужителями зарегистрированных религиозных объединений, построено и действует более 500 культовых сооружений, создано более 1200 религиозных общин различных конфессий, насчитывающих более 92 тысяч осужденных.

— Какие меры принимаются и планируется принять, чтобы создать благоприятные условия людям, отбывшим срок наказания или имеющим непогашенную судимость для благополучного вхождения в новую жизнь?

— Для ресоциализации осужденных проводится большая работа. Среди ее основных направлений: общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных; проведение с ними занятий по правовому, нравственному, эстетическому воспитанию; занятия в школе по подготовке к освобождению; психодиагностические и психокоррекционные мероприятия; социальная работа; предварительное решение вопросов трудового и бытового устройства после освобождения; восстановление социально полезных связей.

Сегодня при ИУ функционируют 865 вечерних (сменных) общеобразовательных школ и учебно-консультационных пунктов, где обучаются около 90 тысяч осужденных. В настоящее время более 2 тысяч осужденных обучаются в учреждениях среднего и высшего профобразования. Наиболее востребованы специальности: «экономика», «маркетинг», «менеджмент», «финансы и кредит», «юриспруденция», «бухгалтерский учет и аудит», «социология» и «социальная работа».

В ИУ создана и работает служба по проведению социальной работы с осужденными (группы соцзащиты осужденных), фактическая численность которой – более 1,6 тысячи сотрудников.
ФСИН России ориентирует руководство территориальных органов УИС на расширение перечня востребованных на рынке труда профессий, которым обучаются осужденные. В настоящее время в ИУ УИС действуют 332 профучилища, 217 их филиалов и отделений, где обучаются более 106 тысяч осужденных, а 45,4 тысячи обучаются на производстве. Всего обучение осуществляется по 210 профессиям (автослесарь, автоэлектрик, водитель автомобиля, газоэлектросварщик, крановщик, пекарь, оператор ЭВМ, строительные специальности).

— Что делается для помощи заключенным в оформлении документов, пособий?

— Каждый год оказывается содействие в оформлении более 90 тысяч паспортов и 52 тысяч документов, необходимых для получения пенсий, социальных пособий и ежемесячных денежных выплат. Более 10 тысячам осужденных оказывают помощь в восстановлении социально полезных связей с родственниками, для них регулярно проводят консультации по соцвопросам, в том числе с привлечением работников муниципальных соцслужб, выпускаются памятки и справочники, содержащие сведения по трудоустройству, пенсионному обеспечению, рекомендации по решению жилищных и других проблем.

Осужденные, являющиеся инвалидами I и II групп, а также осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации ИУ направляются органами соцзащиты в дома инвалидов и престарелых.

В соответствии со статьей 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, положен бесплатный проезд к месту жительства, также они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 894 им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей. На указанные цели в 2011 году из федерального бюджета выделено более 370 млн рублей. В 2012 году запланировано выделить около 440 млн рублей.

— Помогают ли лицам, отбывшим срок наказания, в трудоустройстве?

— С целью решения вопросов трудового и бытового устройства освобождающихся из мест лишения свободы в территориальных органах УИС все больше применяются инновационные методы и технологии. В республиках Татарстан, Тыва, Кабардино-Балкарской Республике, Кемеровской, Мурманской, Пензенской, Ростовской областях разработаны и реализуются целевые программы соцадаптации осужденных после освобождения. В республиках Бурятия, Карелия, Коми, Марий Эл, Алтайском, Хабаровском краях, Псковской, Калининградской, Новосибирской, Тамбовской и Ульяновской областях реализуются программы по профилактике правонарушений, где также отражены вопросы соцадаптации данных лиц.

— Что конкретно делается в республиках и краях РФ в сфере их социальной адаптации?

— Заслуживает внимания опыт Республики Башкортостан, где соцадаптация освобождаемых и освобожденных лиц из учреждений УИС закреплена в Законе Республики от 03.02.2009 № 92-З «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы». Это позволило привлечь внимание глав муниципальных образований республики к вопросам соцреабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Так, в 2010 году из 339 человек, освободившихся из ИУ республики и нуждавшихся в оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве, 338 эту помощь получили.

В Красноярском крае в рамках соглашения о сотрудничестве между ГУФСИН и агентством труда и занятости населения в исправительных колониях проводятся мероприятия с участием специалистов центров занятости. Во многих колониях установлены сенсорные терминалы с базой данных о вакансиях. В настоящее время данный опыт внедряется во всех территориальных органах ФСИН России.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20.11.2009 № 684-1111 утверждена областная государственная программа «Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы и предупреждение распространения в учреждениях УИС области ВИЧ-инфекции и туберкулеза на 2010–2012 годы» с объемом финансирования более 45 млн рублей.

— Квотируются ли специально для этих людей рабочие места?

— В Липецкой области реализуется областная целевая программа от 23.06.2009 № 220 «О социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в Липецкой области на 2009–1012 годы», предусматривающая мероприятия по реабилитации и адаптации осужденных, отбывших наказание в виде лишения свободы. В рамках программы выделено 1,9 млн рублей, в 2012 году запланировано выделение 500 тысяч рублей. В целях трудоустройства освобождающихся осужденных принят Закон Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», и за 2009–2011 годы трудоустроено 166 человек, а 79 направлены на профессиональное переобучение. В ФКУ ИК-6 создан Центр социально-психологической реабилитации осужденных и подготовки их к освобождению. В 2011 году к работе с осужденными привлекалось 28 специалистов, которыми проведено 86 мероприятий, охвативших более 2 тысяч осужденных. Все это позволило снизить рецидивную преступность в области в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 7%.

Вообще для решения проблемы трудоустройства освободившихся осужденных ФСИН России взаимодействует с различными общественными и некоммерческими организациями. В частности, фондом «В защиту прав заключенных» (Л.А. Пономарев) совместно с Бюро кадровых услуг «Персонал сити» (О.А. Скичко) трудоустроено семь бывших осужденных.

В РФ функционируют 199 центров социальной реабилитации на 9 тысяч мест.

— Существует ли единый подход у органов исполнения наказаний и судов в определении критериев, свидетельствующих, что заключенный стал на путь исправления?

— Законодательством определено, что осужденный, к которому может быть применено УДО, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении, где должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку он частично или полностью возместил ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии (в нем могут быть иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного).

Администрация ИУ направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного, в которой должны содержаться данные о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, а также к совершенному деянию, и заключение администрации о целесообразности УДО. В основном позиции администрации и суда по отношению к критериям исправления осужденных совпадают. В 2011 году из ИУ УИС РФ условно-досрочно освобождено более 107 тысяч человек.

— Можно ли утверждать, что сегодня в РФ ведется серьезная работа по социальной адаптации бывших осужденных?

— Разумеется. В 2011 году в субъектах РФ действовали более 180 региональных нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы соцадаптации освободившихся из мест лишения свободы лиц, в том числе их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской или иной помощи. Кроме того, в 61 субъекте РФ действуют 244 нормативных акта, направленных на соцподдержку осужденных без изоляции от общества. Значительную помощь в решении вопросов освобождающихся осужденных оказывают центры социальной адаптации, дома ночного пребывания. При участии ФСИН России и общественных организаций созданы и успешно функционируют свыше 200 центров соцадаптации (реабилитационных центров), в которых лицам, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляют ночлег, оказывают помощь в решении вопросов трудового и бытового устройства, оформления документов.

Каждый освободившийся осужденный вправе обратиться в органы социальной защиты и центры занятости населения по месту жительства.
Во всех субъектах РФ заключены соглашения о сотрудничестве между территориальными органами ФСИН России и территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости населения, согласно которым в исправительных колониях проводятся мероприятия по разъяснению осужденным интересующих их социальных вопросов с участием специалистов городских и районных центров занятости.



Официальный сайт ФСИН России

target=