Опыт переписки, сложившийся в группах духовной поддержки
заключенных (в частности в Центре духовной поддержки православных общин в заключении при методическом кабинете катехизаторского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института) предлагается здесь в форме ответов на часто
возникающие вопросы, просьбы, etc.

Общие вопросы

Первый ответ

  • Как вы поняли, Ваше письмо попало в группу духовной поддержки
    православных общин в заключении. Это несколько человек, взявших на себя
    служение хоть как-то поддерживать тех, кто обратился к Богу в местах
    заключения и ищет духовной поддержки. К великому сожалению,
    финансирования у нас практически нет, так что оказать какую-то
    существенную материальную поддержку мы вряд ли можем. Но Господь говорит
    поддерживать нуждающихся, и мы как можем стараемся: рассылаем духовную
    литературу по христианским общинам, ведем духовную переписку т.е.
    отвечаем на вопросы о вере, о Церкви. Нас мало, писем очень много —
    простите, помогаем, чем можем. Из вашей зоны пришло уже несколько писем,
    в том числе и с просьбой о литературе. Я думаю, вы представляете,
    сколько нам надо иметь книг, денег и сил, чтобы каждого обеспечить хотя
    бы даже литературой. Мы предлагаем вам объединить свои просьбы и создать
    православную библиотечку при молитвенной комнате или храме, кстати,
    напишите, что именно есть у вас в зоне и кто из священнослужителей
    посещает зону. Нам проще будет помогать православной общине. Помоги вам,
    Господи!
  • Здравствуйте, сестры!

    Мы получили из вашего отряда три письма. Ваши
    письма попали в Центр духовной поддержки православных общин в
    заключении. Это несколько человек, взявших на себя служение хоть как-то
    поддерживать тех, кто обратился к Богу в местах заключения и ищет
    духовной поддержки. К великому сожалению, финансирования у нас
    практически нет, так что оказать какую-то существенную материальную
    поддержку мы вряд ли можем. Но Господь говорит поддерживать нуждающихся,
    и мы, как можем, стараемся: рассылаем духовную литературу по
    христианским общинам, ведем духовную переписку, т.е. отвечаем на вопросы
    о вере, о Церкви. Нас мало, писем очень много — простите, помогаем, чем
    можем. Если вас это интересует, мы смогли бы послать и вам литературу
    духовного содержания.

    Помогай вам, Господи! Христиане, члены группы духовной поддержки
    заключенных.

Бережно обращайтесь с освященными предметами!

Призываем вас помнить, что использовать духовную литературу, иконки и
другие освященные предметы для хозяйственных или иных нужд — тяжелый
грех. Если они вам не нужны, передайте их тем, кто желает их иметь, или
сожгите.

Ответ по благословению.

По благословению о. Настоятеля.

Дорогой (уважаемый) Ив. Ив., мы получили Ваше письмо от
числа. Ваше
положение с нужда вызывают наше искреннее сочувствие. Наш храм получает
много писем от заключенных с аналогичными просьбами. К сожалению, мы не
можем выполнить большинство из них, поскольку крайне ограничены в
средствах. Наш храм является памятником архитектуры 17 века, был сильно
разрушен и приход храма уже более семи лет ведет сложные
реставрационно-восстановительные работы . не имея при этом ни
государственной помощи, ни постоянных благодетелей. Что касается
предметов одежды, то мы можем высылать лишь пжертвованное прихожанами, а
приход наш не велик. Мы не оставляем надежды подобрать что-нибудь для
Вас в дальнейшем. Желаем Вам милости Божией и заступничества Пресвятой
Богородицы и всех Святых покровителей узников.

Просим сугубо молиться о прихожанах храма 9-ти Кизических мучениках,
дабы и в будущем мы смогли помогать заключенным. Через соборованную
молитву осуществляется связь со святыми Святителем Николаем, препод.
Серафимом Саровским, муч. Иоанном Воином, защитником обиженных, архистр.
Михаилом.

Ответ общине.

Здравствуйте братья! Мы получили ваше письмо. Сразу отвечаем, чем
конкретно мы можем вам помочь:

  • Собрать посылку с литературой для пополнения библиотеки общины.
  • Связать вас с ответственным за работу в местах лишения свободы в вашей
    Епархии.
  • Если у вас есть духовные вопросы, то вы можете их объединить, послать
    нам, и мы постараемся найти та них ответы.

Помоги вам, Господи в ваших трудах!

Обучение

В Православном Свято-Тихоновском
Богословском Институте

Здравствуй, дорогой брат во Христе! Мы получили твое письмо. Сразу
отвечаем тебе на твою основную просьбу. К сожалению, требования, которые
предъявляются к абитуриентам — заочникам не являются в настоящий момент
для тебя выполнимыми.

Во-первых, обучение на заочном отделении платное. Во-вторых, абитуриенты
обязаны сами подавать документы и приезжать на вступительные экзамены.
Сообщаем тебе также еще несколько необходимых требований для
абитуриентов. Необходим аттестат о среднем образовании, рекомендация
духовника. Надо знать наизусть десять заповедей Моисея, основные
молитвы, заповеди блаженства, а также Священную историю Ветхого и Нового
заветов в объеме книги "Закон Божий" С. Слободского. При поступлении
необходимо грамотно написать изложение. Это совсем непростые требования.
Мы надеемся, что со временем, после освобождения, ты сможешь попробовать
начать обучение. Пока хотим сообщить тебе, что при институте недавно
создана группа духовной поддержки осужденных. Это несколько человек,
которые взяли на себя служение по поддержке братьев во Христе,
находящихся в заключении. Сейчас мы думаем о том, чтобы создать курс
начального обучения основам православной веры для тех, кто обратился в
заключении и у кого нет иной возможности приобщиться Православной вере.
Если тебя это интересует, пожалуйста, ответь на следующие вопросы:

  • Какой срок ты сидишь?
  • По какой статье, за что?
  • Когда освобождаешься; если УДО, то тоже когда?
  • Есть ли на территории колонии храм, и посещаешь ли ты его?
  • Есть ли при храме библиотека духовной литературы?
  • Какой священнослужитель посещает колонию, как часто?
  • Когда и где ты крестился?
  • Как часто с тех пор исповедовался и причащался?
  • Как часто ты исповедуешься и причащаешься сейчас?
  • Научался ли ты основам веры? Где?

Что касается остальных твоих просьб, то, к сожалению, мы не можем сейчас
их исполнить, т.к. группа наша не имеет пока спонсорской помощи. Но со
временем мы вышлем тебе ту литературу, которая у нас имеется.

От имени группы духовной поддержки заключенных — сестра во Христе
Наталия.

Обучение по курсу Основы православной веры. Письмо №1:

Здравствуйте, братья!

По благословению духовника Центра мы приняли решение организовывать
обучение пока только в общинах. Что это значит? Большая просьба к вам
связаться со старостой общины, священником, который приходит в храм, и
написать в наш адрес прошение, в котором будет указано, сколько человек из
общины хотят обучаться основам православной веры, и можете ли вы организовать
это обучение так, как это происходит в уже обучающихся общинах. А именно: мы
высылаем на группу обучающихся несколько книг, просим эту группу изучить
материал, как по одиночке, так и совместно и затем организованно ответить на
определенные вопросы. Это поможет и вам организовать чтение Евангелия в
группе, обсуждение сложных вопросов с помощью толкований, мы посылаем также
сопутствующую литературу. Это пока единственная возможность, т.к. я думаю, вы
представляете, сколько нам надо иметь книг, денег и сил, чтобы каждого
индивидуально обучать. Хотелось бы также, чтобы все посылаемые книги
сохранились в общине, а не разошлись по конкретным людям. Кстати, напишите,
какие именно книги, связанные с изучением Евангелия и Катехизиса есть у вас
в библиотеке.

Прошение от старосты должно иметь письменное заверение и согласие
священника, который окормляет колонию, должно содержать координаты священника
для связи с ним.

Форма прошения.

В Центр духовной поддержки православных общин в заключении, 
Миссионерско-Катехизаторского факультета Православного 
Свято-Тихоновского Богословского института.
От старосты православной общины при храме .. колонии ЖХ 384/4 
Петрова Александра Александровича, 19.. года рождения, 5 отряд


      Прошение

Прошу вас начать обучение нашей группы основам Православной веры. 
Список желающих обучаться:
   Петров Александр Александрович, 19 .. года рождения, 5 отряд,
      образование: ( среднее, если высшее, незаконченное или 
средне специальное, то какое).
   Иванов Михаил Павлович, 19:г.р., 3 отряд, 
      образование : ..
   И т. д.

Благословение священника имеется (если есть возможность 
взять благословение)

Подпись старосты: ..

Обучение по курсу Основы православной веры. Письмо №2:

Дорогие братья!

Вы начинаете изучение Евангелия по книге
Четвероевангелие архиепископа Аверкия (Таушева). Порядок
прохождения курса таков
.

  • Сначала вы должны ответить на первые 10 вопросов. Для этого необходимо
    изучить темы Введение и
    Четвероевангелие.
    Мы рекомендуем вам внимательно прочитать соответствующие главы, затем
    обсудить в соответствии с вопросами их на собрании обучающихся: кто что
    запомнил, понял, какие появились вопросы и соображения. Такое обсуждение
    поможет активно включиться в материал. Ответственность за такой порядок мы
    возлагаем на старосту группы.
  • Затем надо постараться по памяти ответить на вопросы. Ответы нужно
    посылать все вместе в одном большом конверте (мы их будем присылать вместе с
    материалами).
  • После этого переходите к изучению
    следующей темы: Пришествие в мир
    Господа Иисуса Христа
    . Также обсудите все вопросы в группе, затем напишите
    ответы. И так далее по всему курсу.
  • В сроках вы пока не ограничены, как будет получаться, так и хорошо.

Все появившиеся в процессе обсуждения тем вопросы задавайте организованно
через старосту.

Пожалуйста, пишите свои отзывы, вопросы и пожелания — это для нас важно,
так как мы только начинаем вводить этот курс. Помоги вам всем, Господи!

Обучение по курсу Основы православной веры. Письмо №3:

Здравствуйте, братья!

Вы отвечали на первые десять вопросов курса.

Эти вопросы не связаны с духовным опытом каждого из вас. Не связаны они и с
вашим церковным возрастом.
Просто любой христианин должен четко себе
представлять состав Библии, соотношения Ветхого и Нового Заветов в Библии,
состав книг Нового Завета (хорошо бы приблизительно знать и состав книг
Ветхого Завета).

К сожалению, часто происходит путаница даже в четырех терминах — Библия,
Ветхий Завет, Новый Завет и Евангелие. Теперь, мы думаем, каждый из вас может
объяснить, что Евангелие в переводе с греческого языка означает Благая
весть
. Это благая весть о Христе, о пришествии в мир Мессии, Помазанника.
Кстати, соотношение и смысл слов Христос, Мессия, Помазанник, Господь Иисус
Христос тоже надо знать. Все это очень четко знают все, даже начинающие,
протестанты, и они часто укоряют православных в непонимании и незнании
существенных моментов, связанных с Писанием.

Смысл знания о времени и целях написания книг Нового
Завета таков. Все мы живем в мире, который отверг Христа,
лежит во зле. Нашу веру, в том числе,
всегда будут ослаблять рассуждения о том,
что религия — опиум для народа, а
Иисус Назарянин либо выдумка, либо простой человек, один из руководителей
иудейского народа. Историческое знание, исторический контекст написания
Евангелий должен помогать нашей вере и помогать нам свидетельствовать об
истинности, историчности описанного в Евангелиях.

Кроме того, большинство сектантских откровений, которые противоречат книгам
Нового Завета и апостольскому Преданию, написаны гораздо позже. Это всегда
будет основанием, чтобы этим откровениям не доверять.
Господь сказал: Кто не
собирает со Мною, тот расточает
(Лк. 11, 23).
Кто следует откровениям своих
пророков, а не словам Господа, записанным
апостолами и учениками апостолов,
удаляется от Него.

Теперь продолжим изучение. Следующие десять вопросов относятся к разделу
Пришествие в мир Господа Иисуса Христа.
С этого раздела мы начинаем изучать
события земной жизни Иисуса Христа. В тексте Евангелия мы не раз будем
сталкиваться со словами о любви ко Господу. Главную заповедь Сам Господь
формулирует так: Возлюби Бога и ближнего, как самого себя.
Он говорит также:
Если любите меня, соблюдите
Мои заповеди
(Ин. 14, 15) и трижды спрашивает
апостола Петра: Любишь ли ты Меня? перед тем как вверить
его попечению Свое стадо. Чтобы любить Господа так, как
Его любили Петр, Иоанн и другие, чтобы ради любви к Нему стремиться исполнить
Его заповеди, которые порой кажутся
невыполнимыми, надо хорошо знать нашего Господа. Это одна из целей, с которой
мы изучаем события Его земной жизни.

Помоги вам, Господи начать изучение следующего раздела.

Обучение по курсу Основы православной веры. Письмо №4:

Дорогие братья!

Вы ответили на вопросы по теме: Пришествие
в Мир Господа Иисуса Христа
. Мы возвращаем вам ваши работы с комментариями проверяющих.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что кроме вопросов собственно по
тексту Евангелия, есть вопросы о богослужении. Это не случайно, поскольку
Православное Богослужение основывается на текстах Священного Писания. В него
входят тексты как Ветхого, так Нового Заветов. Из Ветхого Завета чаще всего
включаются пророчества о Мессии, стихи из псалмов. Отрывки из Евангелия и
Посланий Апостолов просто читаются за богослужением и поются в поэтическом
переложении. Они не всегда легко узнаваемы из-за того, что звучат на
церковнославянском. Человек же, только начинающий свой путь в церкви знает
Священное Писание только на русском языке. (Поэтому хорошо привыкать читать
Евангелие одновременно на русском и на церковнославянском языках.) По мере
более глубокого приобщения Церковной традиции, он начинает лучше понимать
смысл богослужения, его красоту и укорененность в священном писании. Следует
отметить тот факт, что 95% богослужебных текстов основаны на Священном
Писании. Не зная этого, протестанты упрекают православных в том, что наше
богослужение далеко от Библии.

Особо хотелось бы обратить внимание на вопросы, относящиеся к вашему
личному опыту.

Мы изучаем Евангелие прежде всего для того, чтобы знать заповеди Божии и
исполнять их. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только,
обманывающие самих себя
(Иак. 1, 22).
Если нам не удается жить по заповедям
Божиим — это повод для покаяния. Вчитываясь в Евангельские строки и исследуя
себя, свои отношения с ближними, вы будете готовить себя к исповеди. Евангелие
нельзя изучать без стремления жить по нему.

Эти вопросы преследуют и еще одну цель. Каждый из нас для Бога личность,
единственная и неповторимая. Каждого из нас Он любит, каждому дал определенные
таланты. Внимательное личностное прочтение Евангелия поможет вам лучше познать
себя, свое место в жизни и ответственность за
вверенные вам таланты (Мф. 25, 15-28).

Помоги вам, Господи!

Иконописцам

Кн. Трубецкой: Икона — это воплощенная молитва. Она издается в
молитве и ради молитвы движущей силой, которой является любовь к Богу,
стремление к Нему как совершенной красоте.

Раньше к иконописцам предъявлялись такие же требования, и нравственные
и душевные, как и к священнослужителям. В определениях стоглавого Собора
есть место, где говорится, что иконописца подобает посаждать подле
святителя
.

Неусипно усовершенствоваясь в исправлении и святости жизни своей,
иконописец должен стараться преобрести такие познания, которые могут
способствовать возвыситься до идеальности требуемой иконописца…
иконописец как служитель небесной истины должен стараться усвоить душе
своей высокие идеи христианского учения, чтобы его мысли, воображения и
чувства могли возвыситься до созерцания христианских идеалов, приводить
его в состояние такого вдохновения, которое содействовало к проявлению
их посредством его искуства, потому что предметы мира духовного,
небесного обладающие красотою и совершенствами сверхчувственными, едва
мыслимого созерцаниями. Для сей цели иконописецимеет нужду освещаясь
прилежными чтениями Св. Писания жизнеописаний людей благоугодивших Богу
своей жизнью и исторических Церковных памятников, изучать размышлением
своим те места Писаний, которые могут быть предметами иконописания. Но,
чтобы читая жития Святых, особенно Св. Писание, по неопытности не
уклониться в мысли несообразные с сущьностью предмета, на иконописца
художество его возлагает обязанность иметь общение с благочестивыми
людьми, особенно из духовного звания, чтобы их суждениями о предметах
веры и Истории Христианской мог он поверить в свой образ мыслей,
разумений Св. Писания и Церковных книг. В противном случае иконописец,
при всем своем искустве, не избежит погрешностей, станет олицетворять
свою мечту, ане существенность или, подражая другим, будет повторять их
ошибки и погрешности.

…От иконописца требуется глубокое изучение Еваангелия, неутомимое
усилие и самая зрелая обдуманность в изображении лица Господа нашего.
Иконописец должен знать, что, как все Ветхозаветные праведники
предизображали своими добродетелями лицо Христово, так добродетели
Святых благоугодивших Богу своею жизнью в Новом Завете, суть только
подражание и как бы отражение добродетелей и совершенств Иисуса Христа.
Следовательно, как пророки, Апостолы и вся Церковь главною целью своей
проповеди и учения во все времена имели в предмете преимущественно то,
чтобы в уме и в сердце взирающих на изображаемые его кистью иконы
Спасителя, вообразился Христос, чтобы в выражаемых кистью осанке, взоре,
лице, движениях, во всем теле Спасителя можно было созерцать величие,
бесстрастие, божественную любовь, благодать милосердия, смирение и
кротость Господа. Из сего легко усмотреть, что только в чистой душе,
озарённой наитием благодати, может представиться идеал, в котором должно
быть изображаемо лицо спасителя нашего, что иконописец не найдет для сей
цели ни одной черты посреди суеты мирско…

Если задачей иконописца является копирование, то это тоже
художественно-творческий акт, в котором копирующий воспроизводит в себе,
оживляет и вместе вживляется в творчество мастера. Поэтому и
художественное копирование есть творчество, отмеченное печатью
индивидуальности.

Архимандрит Зинон пишет: Когда ко мне приехжают и изъявляют желание
овладеть церковным искуством, я говорю, что в наше время нужно учиться
самое малое 15 лет… Молодые художники, решившие стать иконописцами,
тоесть стать людбми церковными, должны жить активной церковной жизнью,
участвовать в таинствах Церкви, изучать богословие, церковнославянский
язык…
стараясь как можно глубже проникнуть в тайны иконописи, нужно
рассматривать лучшие образы, и только тогда, после приобщения к
достигнутому до тебя, и самому можно что-то привнести.

Икона — не портрет, а праобраз грядущего храмового человечества. И так
как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а
только угадываем, — икона может лишь служить символическим его
изображением. Ято означает в этом изображении истонченная телесность?
Это — резко выраженное отрицание того самого биологизма, который
возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Ведь именно
этой заповедью оправдывается не только грубо-утилитарные и жестокие
отношения человека и низшей твари, но и право каждого данного народа на
правовую расправу с другими народами, препятствующими их насыщению.
Изможденные лики святых на иконах противополагают этому правовому
царству и самодавлеющей и сытной плоти не только истонченные чувства,
но и прежде всего — новую норму жизненных отношений. Это — то царство,
которого плоть и кровь не наследует.

В минувшие века иконописец перед началом работы над иконой затворялся в
уединение на 40 дней, где пребывал в посте и молитве. Только после
такого приготовления дерзал он приступать к сему труду.

Углубившись в свой предмет, сообразив критически все отношения и
назначение его, и приведя дух свой молтвой размышлением в состояние как
бы некого вдохновения свыше, которое могло бы возвысить его до
идеального созерцания предмета иконописания, искусный художник может в
уповании на содействие благодати Божией, приняться за дело. Но нак
всегда, так особенно во время своих занятий, он должен всемерно избегать
страсных волнений, суетной рассеяности и всего того, что может привести
его в смущение, ослабить душевные силы и возбудить в нем мысли и
ощущения, враждебные духу христианства.

Седьмой вселенский Собор записал: Вемы бо яко проклят всяк человек
творяй дело Божие с небрежением…
.

Монашество

Дорогие братья! Многие из вас, придя к вере в трудных обстоятельствах, в
местах лишения свободы, через некоторое время начинают задумываться о
монашеском пути жизни на свободе.

Такое стремление понятно, ведь мир в котором большинство из вас
пребывали до получения срока это действительно был мир, лежащий во
зле
. Стремление выйти из этого мира, отгородиться от него — вот чаще
всего мотив, которым движется ваше желание уйти в монастырь. Ведь если
говорить только о служении Богу и ближнему, то его вполне можно
реализовать и вне стен монастыря, ведь нуждающихся в заботе и помощи
верующих людей так много!

Однако надо хорошо понимать, что и рай и ад можно обрести уже сейчас в
своей душе. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лук.17:21) Стяжи
Дух мирен, и многие вокруг тебя спасутся
, — так говорил преподобный
Серафим Саровский. Начинать искать Царствие Божие внутри себя необходимо
уже сейчас. Каким образом? Бороться со страстями. Для начала надо
внимательно читать Евангелие и сравнивать свою каждодневную жизнь с
Евангельскими требованиями. Ту разницу, которая будет замечаться
выносить на исповедь. Исповедь — это путь очищения души. Привычка к
каждодневному искреннему исповеданию грехов перед Богом — начало этого
пути. Затем надо прочитать книгу Св. Игнатия Брянчанинова о страстях и
противоположных добродетелях, просить у Бога этих добродетелей.
Готовиться тщательно к таинству исповеди. Привыкать видеть и
исповедовать все, даже самые малые греховные движения души. И все это
только подготовка. Иначе можно и за монастырские стены принести те
страстные греховные привычки, которые бороли вас до попадания в места
лишения свободы, борют пусть в меньшей степени и сейчас. Реально этот
путь можно проходить, только серьезно участвуя в таинствах исповеди и
Причащения. Лучше всего этот путь проходить на приходе, у одного
священника, который потом и порекомендует вас в монастырь, если сочтет
это возможным для вас. Многие священники, которые служат в тюремных
храмах и окормляют братьев в местах лишения свободы, настоятельно
советуют после освобождения закрепиться на каком-нибудь приходе, найти
работу и несколько лет подумать.
Вы мне можете возразить, что у многих освобождающихся нет возможности
хоть куда-нибудь вернуться и найти работу. Соглашусь с вами, но твердо
уверена, что это не повод искать прибежища в монастыре. Просто потому,
что монастырь — это не реабилитационный центр, ни ночлежный дом, где вам
могут предоставить кров и пищу, за простую работу... Монастырь — это
место, куда идут люди, имеющие особенное призвание служить Богу, причем
служить ему молитвой.

Молитву называют самым тяжелым трудом. Молитвенный подвиг — такое
выражение можно прочитать в житиях преподобных. Читайте больше именно
таких житий, так как в них раскрывается суть монашеского служения Богу.

Мы посылаем (публикуем) вам небольшой материал о монашестве Владыки
Илариона (Алфеева), надеемся, что он даст вам почву для размышления.

На материальную просьбу

  • Здравствуйте, дорогой брат во Христе!

    Ваше письмо попало в группу духовной поддержки православных общин в
    заключении. Это несколько человек, взявших на себя служение хоть как-то поддерживать тех, кто обратился к Богу в местах заключения и ищет
    духовной поддержки. К великому сожалению, финансирования у нас
    практически нет, так что оказать какую-то существенную материальную
    поддержку мы вряд ли можем. Но Господь говорит поддерживать нуждающихся,
    и мы как можем, стараемся: рассылаем духовную литературу по христианским
    общинам, ведем духовную переписку, т.е. отвечаем на вопросы о вере, о
    Церкви. Нас мало, писем очень много — простите, помогаем, чем можем.
    Огромная просьба! Если вам не понадобятся книги, не рвите их, отдайте во
    Славу Божию другим людям. Помоги вам, Господи!

  • Здравствуй, дорогой брат во Христе! Мы получили твое письмо. Отвечаем
    тебе на твою основную просьбу. К сожалению, мы не можем сейчас помочь тебе материально, так как у нас нет спонсорской помощи, но со временем,
    если тебя это интересует, мы смогли бы послать тебе литературу духовного
    содержания.

    Помоги тебе, господи! Христиане, члены группы духовной поддержки
    заключенных.

  • Здравствуй, брат во Христе! Мы получили твое письмо. Хотим сообщить, что
    при институте создана группа духовной поддержки православных общин в
    заключении. Это несколько человек, которые взяли на себя служение по
    поддержке братьев во Христе, находящихся в заключении. Если у тебя есть
    такая возможность, свяжись с православной общиной в своей зоне. Мы
    сможем вам помочь с формированием библиотеки, а впоследствии как-то еще.

    Помоги тебе, господи! Христиане, члены группы духовной поддержки
    заключенных.

О спутнице жизни

Спутница жизни:

Дорогие братья! Часто из мест лишения свободы вы пишете с просьбой дать
вам адрес православной девушки, с тем, чтобы вести переписку, которая
впоследствии может оказаться судьбоносной. Вы надеетесь обрести
православную супругу по переписке, чтобы впоследствии было легче вести
православный образ жизни
.

Такая просьба очень серьезна. Спутницу жизни, за которую Вы будете
отвечать перед Богом, надо и выпрашивать у Бога. Христианский Брак …
это очень ответственное и не легкое дело, поэтому достойно понести этот
благословенный Крест может только человек созревший для этого духовно.
Должна быть готовность жить в лоне Церкви, соблюдать все, что предписано
ею для семейной жизни, Надо быть готовым также обговаривать со
священником сложности и индивидуальные особенности брака и вместе с ним
решать.

Некие молодые люди спросили у старца Паисия Святогорца:

Батюшка, мы думаем пожениться, каково Ваше мнение?
Старец ответил: если имеете духовного "судью" и будете слушаться его во всем, — ибо так
сглаживаются различия, тогда женитесь как можно скорее, молясь, чтобы до
брака не войти вам в плотскую связь.
(Старец Паисий Святогорец. О семье
Христианской. Издательство Благовест, Москва, 2000 год, стр.6)

На вступление в брак также необходимо благословение священника.

Чтобы супружеская чета шла вперед, ей нужно иметь общего духовника,
(…) поскольку зная семейные проблемы, он сможет давать каждому
соответственное направление
. (там же стр.4)

Мы считаем, что знакомство через переписку, как правило, не приносит
ожидаемого результата и оставляет на душе тягостный след разочарования.
Это сугубо светская форма поиска "партнера", от которой чего-то большего
нельзя и ожидать. Поэтому мы не советуем Вам торопиться в этом вопросе,
и прибегать к таким формам с целью создания православной семьи. Лучше
время своего заключения употребить на приобретение навыка духовной
работы над очищением от страстей, дурных привычек, стяжания других
духовных плодов покаяния. Не очень душеполезно отвлекаться на мечтания и
душевные переживания, затрачивать на это много душевных сил в ущерб,
разумеется, духовному труду.

После освобождения, регулярно бывая в Церкви, участвуя в Таинствах,
надо молиться, чтобы Господь послал спутницу жизни. Для Него нет ничего
невозможного и, если будете терпеливо с верою просить, обретете. Спешка
и суетность тут только навредят.

Надеемся, что высказывания духоносных отцов Церкви и других церковных
писателей, помогут Вам более отчетливо понять существующую проблему в
обретении супруги и всю серьезность и ответственность такого шага.

От души желаем Вам помощи Божией в этом непростом деле.

Центр духовной поддержки заключенных.

О спутнице жизни (беседа).

Вновь на страницах нашей газеты мы беседуем с руководителем Центра
…Пономаревой Н. В. Центр ведет обширную переписку с братьями и
сестрами, находящимися в местах лишения свободы. Многие вопросы, которые
задают членам Центра являются с одной стороны очень важными, с другой
стороны встречаются в письмах довольно часто. Мы уже поднимали тему …
Сегодня хочется поговорить о глубокой христианской теме — теме брака и
брачных отношений.

Строки их писем

Н. В. , как часто в ваш Центр приходят письма с подобными просьбами?

Достаточно часто, чтобы мы поняли, что надо попытаться сформулировать
общий ответ, сопроводив его выдержками из книг авторитетных Церковных
писателей.

Думаю, что перед тем как сформулировать этот общий ответ у вас был
опыт личного собеседования на эту тему.

Да, конечно. Приходили письма от совсем молодых ребят, которые
совершенно искренне считали, что в наш Центр можно и нужно обращаться,
как в православное бюро знакомств. И действительно, почему бы не начать
переписываться с православной девушкой с целью создания впоследствии
православной семьи…

Что же Вы думаете по этому поводу?

Собственно все основные свои мысли я и поместила в наш общий ответ,
который прошу разместить на страницах Вашей газеты. Добавлю еще
несколько слов, как руководитель Центра. Все добровольцы нашего Центра,
кто берется за нелегкое дело духовной переписки с братьями и сестрами в
узах, это — прежде всего христиане, которые стремятся исполнить завет
Господа: "в темнице был, и вы посетили Меня". А во Христе, как говорит
апостол Павел: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет
мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе"(Гал.3:28
).

Наша переписка принципиально направлена на то, чтобы помочь братьям в
узах узнать побольше о Господе Иисусе Христе, о православной вере, о
жизни в Церкви.

Среди членов нашего Центра есть мужчины и женщины, студенты и
пенсионеры, и все мы в нашем служении совершенно не акцентируем
внимание на возраст, социальный статус, образование… Хочется и тем,
кто нам пишет, напомнить слова Господа: Ищите же прежде Царства Божия и
правды Его, и это все приложится вам
.(Матф.6:33)

Но, однако, все мы живые люди, и в переписку брата и сестры могут
пробиться душевные нотки…

Конечно, лучше бы, чтобы с братьями вели духовную катехизаторскую
переписку братья, а с сестрами — сестры... Да, лучше бы, чтобы вообще
никого не было в местах лишения свободы... Но реальность заключается в
том, что переписку ведут в основном сестры, а из зон пишут в основном
братья. Что же нам делать? Вот, например, мы обращаемся за помощью в
Вашу газету, чтобы Вы помогли нам еще и еще раз донести до братьев и
сестер в заключении смысл и нашей переписки и Христианского отношения к
браку. Спасибо большое Вашей газете за такую возможность.