Краткие пояснения к вопросам

  • Подчеркнутые вопросы относятся к
    личному опыту восприятия Евангелия, в начале именно на эти вопросы
    учащиеся отвечают с трудом. На них необходимо обращать особое внимание.
  • Курсивом выделены вопросы и задания, которые подразумевают
    чтение сопутствующей литературы из списка книг, рекомендованных дополнительно.
  • (Курсивом в скобках) выделены факультативные
    вопросы и задания. Их делать не обязательно, на усмотрение проверяющего.
  • Тексты, которые нужно запомнить (в вопросах помечены жирным
    шрифтом), желательно, чтобы были выписаны в отдельную тетрадь.

В конце списка вопросов приведены возможные задания
для обучающихся, предполагающие форму ответа в виде сочинения.

Введение. Четвероевангелие

  1. Что называется Библией? Что называется Священным Писанием
    Ветхого Завета?
  2. Что называется Священным Писанием Нового Завета? Почему мы
    говорим именн о о Новом Завете?
  3. Какова цель написания Священных книг Нового Завета?
  4. Какие книги Священного Писания Нового Завета называются
    законоположительными, учительными, историческими, пророческими и почему?
    Сколько книг входит в Новый Завет?
  5. К какому веку относится написание книг Нового Завета?
  6. Кто автор первого Евангелия Нового Завета?
  7. Каковы особенности этого Евангелия, его язык, цель? Для кого
    оно написано? Время написания.
  8. Кто автор второго Евангелия Нового Завета?
    Каковы особенности этого Евангелия?
  9. Кто автор третьего Евангелия Нового Завета? Каковы особенности
    этого Евангелия?
  10. Кто автор четвертого Евангелия Нового Завета? Каковы особенности
    этого Евангелия?

Часть I. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

  1. Предисловие Евангелия: его достоверность
    и цель (Лк. 1, 1-4; Ин. 20, 31)
    . Что
    можно считать предисловием ко всему Четвероевангелию? Почему св. Лука
    взялся за написание своего Евангелия? В чем преимущество этого Евангелия
    перед другими писаниями? Какова цель написания Евангелий?
  2. Предвечное рождение и воплощение Сына
    Божия (Ин. 1, 1-14)
    . Прочтите комментарии
    к этому отрывку у архиепископа Аверкия? Что в них осталось вам непонятным?
  3. Зачатие Предтечи Христова
    Иоанна (Лк. 1, 1-25)
    . Кто были его родители?
    Почему, как вы думаете, у них долго не было детей?
    Почему неплодность считалась у евреев наказанием Господним?
    Как переживали Захария и Елизавета свою бездетность? Как обычно человек
    переживает трудные обстоятельства жизни? Как учит нас относиться к
    трудностям история Захарии и Елизаветы?
    Какие
    праздники, посвященные Иоанну Предтече, празднует Церковь?
  4. Благовещение Пресвятой Деве Марии о
    воплощении от Нее Сына Божия (Лк. 1, 26-38)
    .
    Какая семья была у Иосифа, и кто была ему Мария? Кто благовествовал Деве
    Марии? Какими словами? Выучите эти слова.
    Как вы думаете, легко ли было Деве Марии принять это
    известие, почему?
    Как приняла Она эти слова? Запомните Ее ответ.
    Какой смысл для вас лично он имеет?
  5. Свидание Пресвятой Девы Марии с
    Елисаветой (Лк. 1, 39-56)
    . Как
    встретила Марию Елисавета? Почему? Что ответила Мария Елисавете?
    Почему значимы откровения, которые получили женщины
    при встрече? В каком богослужении мы всегда слышим ответ Марии — Песнь
    Богородицы? Когда празднуется праздник Благовещения? Выучите
    тропарь праздника
    .
  6. Рождество Святого Иоанна
    Крестителя (Лк. 1, 57-80)
    .
    Почему Иоанна называют Предтечей? Почему Крестителем? Какой знак
    был дан Захарии для удостоверения Божьего промысла о нем? Почему
    младенца назвали не так, как обычно называли младенцев в еврейских
    семьях? Какое будущее вслед за ангелом предрекает Захария своему сыну?
    Почему Захарию и Елисавету называют благочестивыми родителями? Какова награда
    за их благочестие? Какие выводы для себя, как для родителей, или будущих родителей, мы можем сделать?
  7. Родословие Господа Иисуса Христа по
    плоти (Мф. 1, 1-17; Лк. 3, 23-38)
    .
    Прочитайте и сравните родословия в Евангелиях от Матфея и Луки.
    Чем они различаются и почему? Знаете ли вы свою родословную?
    До какого колена? Почему надо знать своих
    усопших родственников и молиться о
    них самостоятельно и поминать в церкви?

    Посмотрите по календарю (за любой год) дни церковного
    поминовения усопших.
    По возможности в эти дни подавайте в храм
    записки об упокоении их душ через своего священника.
  8. Рождество Христово (Мф. 1, 18-25;
    Лк. 2, 1-20; Мф. 2, 1-23
    )
    . Можно ли сказать,
    что Иосиф был водим и вразумляем Святым Духом? В каких
    евангельских эпизодах это можно увидеть? Кто такие братья
    Иисуса, о которых говориться в Евангелиях? Что интересного
    для себя вы узнали из главы Обстоятельства и время
    рождения Иисуса Христа
    ?
    Когда в Русской православной церкви празднуются
    Рождество и Крещение Господа по новому и старому стилям? Выучите
    наизусть тропарь праздника Рождества
    Христова
    . С какого века эти праздники были разнесены во времени?
    Как праздновали их ранее? Выучите наизусть слова
    ангелов Слава в вышних Богу…
    . Что означает и
    мя Эммануил, которое предрекали пророки, и что означает имя Иисус.
    Как вы считаете, почему ангел повелел назвать Богомладенца Иисусом.
    Волхвы — кто они? Что можно сказать о звезде, которая вела
    волхвов? Какие дары принесли они Богомладенцу и почему?
  9. Обрезание и Сретение
    Господне (Лк. 2, 21-39)
    . Сретенье Господне
    один из больших праздников Церкви. Какому событию он посвящен?
    Почему было необходимо обрезание Господне? Почему Богородица,
    как и все женщины, должна была принести жертву очищения?
    Запомните песнопение: Ныне отпущаеши раба
    твоего, Владыко
    . В каком
    богослужении оно всегда звучит? Выучите наизусть
    тропарь праздника Сретения Господня
    . Какие пророчества
    Ветхого Завета исполнились о Младенце Христе? Кто стали
    первыми мучениками за Христа? Как вы
    понимаете эту жертву? Почему Господь попустил избиение младенцев,
    какова их участь в жизни вечной? Какова бы могла быть их участь,
    если бы они были среди своего
    народа и кричали на суде Пилата: Распни Его!?
  10. Отрочество Господа Иисуса
    Христа (Лк. 2, 40-52)
    . Что говорит об этом период
    е жизни Господа Евангелист? Почему Евангелист называет Иосифа отцом Иисуса? Что
    сказал Иисус в ответ на тревогу Матери о Нем? Что означали это слова? Как Мария
    их приняла? Почему Иисус Христос не творил чудеса, будучи ребенком?

Часть II. Общественное служение Господа Иисуса Христа

Эта часть охватывает события: выход Господа
Иисуса Христа на общественное служение и события его жизни до первой Пасхи.

  1. Иоанн Креститель и его свидетельство о
    Господе Иисусе Христе (Мф. 3, 1-12; Мк. 1, 1-8;
    Лк. 3, 1-18; Ин. 1, 1-15
    )
    .
    Когда вышел на проповедь Иоанн Креститель? Почему Ирода
    называли четверовластником? Где и почему начал свое служение
    Иоанн Креститель? О чем говорят пророчества
    Малахии (Малах. 3, 1; Мк. 1, 2) и
    Исайи (Исаия 40, 3; Мк. 1, 3)? Как
    выглядел Иоанн Креститель? Как к нему относился народ? В чем была
    сущность проповеди Иоанна Крестителя? Кого и как он обличал?
    Как вы понимаете
    слова: Сотворите же достойные плоды
    покаяния
    (Лук. 3, 8) по
    отношению к себе?
    Что ответил Иоанн Креститель на вопрос,
    не он ли Христос?
  2. Крещение Господа Иисуса Христа (Мф. 3, 13-17;
    Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22; Ин. 1:32-34
    )
    .
    Почему крещение от Иоанна Господь принял в 30 лет? Почему Иоанн поначалу
    отказывался крестить водным крещением Иисуса Христа? Почему Господь
    ответил ему: так надлежит нам исполнить всякую правду.
    Почему крещение Иисуса Христа называют еще Богоявлением? Когда
    празднуется праздник Богоявления? Прочитайте тропарь
    Богоявления в молитвослове
    . Выучите его наизусть
    .
    О чем он повествует?
  3. Сорокадневный пост и искушение от
    диавола (Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13;
    Лк. 4, 1-13
    )
    . Зачем Господь Иисус Христос был
    в пустыне 40 дней и 40 ночей? Господа искушал в пустыне сатана.
    Объясните, почему Он не уничтожил дьявола сразу со всеми его делами?
    Что для Бога есть свобода человека? В чем она заключается? Какой выбор
    сделал Иисус Христос во всех трех
    искушениях? Были ли в вашей
    жизни подобные искушения: хлебом, чудом, властью?
  4. Первые ученики Христовы (Ин. 1, 35-51).
    Назовите имена первых учеников (Ин. 1, 35-51).
    Чьими учениками они были до этого и почему они с готовностью последовали
    за Христом. Кого из апостолов называют первозванным? Как вы
    думаете, кто был тем вторым учеником и почему его имя
    не названо в Евангелии? Что значит имя Петр? Откуда родом были первые
    ученики? (Найдите в Евангелии) Почему Нафанаил с недоверием отнесся
    к призыву Филиппа следовать за Христом? Почему Нафанаил уверовал
    во Христа? Как вы думаете, какие общие черты были у
    первых учеников Господа?
  5. Первое чудо на браке в Кане
    Галилейской (Ин. 2, 1-12)
    . Кто был
    ходатаем за людей перед Иисусом Христом на празднике? Как Иисус отнесся
    к этому ходатайству?
    Когда мы в молитвах обращаемся к Богородице,
    на что мы надеемся? Почему, как вы думаете, христиане протестантских
    конфессий не обращаются с молитвой к Божией Матери и обвиняют православных
    христиан в неправильном поклонении Ей?
    Как относится
    Православная Церковь к Богородице? Какими словами Евангелия можно выразить
    это отношение?

Первая Пасха общественного
служения Господа Иисуса Христа

  1. Изгнание торгующих из
    храма (Ин. 2, 13-25)
    . Почему для Господа
    было важно посещение Иерусалима в дни Пасхи и других иудейских
    праздников? Сравните по Евангелию, чем отличается описание изгнания
    торгующих у Иоанна от остальных
    евангелистов (Мф. 21, 12-17, Мк. 11, 15-19,
    Лк. 19, 45-48
    ). Какие злоупотребления иудеев обл
    ичает Господь, изгоняя торгующих? Что означают слова
    Господа: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его?
    Как поняли Его слова иудеи?
    Как вы думаете, с каким чувством Господь
    изгонял из храма торговцев? Как вы понимаете слова Писания:
    Гневаясь, не согрешайте (Пс. 4, 5;
    Еф. 4, 26
    )
    . Прочитайте у св. Игнатия
    Брянчанинова о страсти гнева
    .
  2. Беседа Господа Иисуса Христа с
    Никодимом (Ин. 3, 1-21)
    . Кто такой Никодим
    и почему он приходит к Иисусу ночью? Каковы были представления фарисеев о
    Мессии и Его Царстве? Что, по вашему мнению, означают
    слова родиться свыше (Ин. 3, 3)?

    Что имеет в виду Господь, когда говорит Никодиму: Если Я сказал
    вам о земном, и вы не верите, как поверите,
    если буду говорить вам о небесном
    (Ин. 3, 12)?
    Какой ветхозаветный образ приводит Господь, говоря о Своей
    будущей искупительной жертве? Найдите это место в Ветхом Завете.
    Что такое Суд Мессии в понимании фарисеев, и как Господь в этой беседе
    раскрывает тему Суда?
  3. Последнее свидетельство св. Иоанна Крестителя об
    Иисусе Христе (Ин. 3, 22-36)
    . Куда Господь
    удалился после праздника Пасхи, и как долго длилось Его пребывание там?
    Почему из всех евангелистов об этом сообщает только Иоанн? Сам ли Иисус
    крестил приходящих к Нему? Что послужило Иоанну Крестителю поводом
    для свидетельства о Христе? Как вы понимаете слова Иоанна
    Крестителя: Ему должно расти, а мне
    умаляться
    (Ин. 3, 30)? О каком необходимом
    условии вечной жизни согласно говорят Господь в беседе с Никодимом и
    Иоанн Креститель?
  4. Заключение св. Иоанна в темницу (Мф. 14, 3-5;
    Мк. 6, 17-20; Лк. 3, 19-20
    )
    .
    Кто такой был Ирод четвертовластник? Что послужило причиной заключения
    Иоанна под стражу?
  5. Отшествие Господа в Галилею и Его беседа с
    самарянкой (Ин. 4, 1-42)
    . Каковы причины отшествия
    Господа в Галилею? Кто такие самаряне, какие отношения были у них
    с иудеями? Что имеет ввиду Господь, говоря о воде живой?
    Что означает поклонение Богу в духе и
    истине
    ? В чём, по-вашему мнению,
    состоит заблуждение сектантов, отвергающих на основании
    этих слов Спасителя храмовое богослужение?
    Почему самаряне, в отличии
    от иудеев, принимают Иисуса, как Мессию? Как понимать слова
    Господа: У Меня есть пища, которой вы не знаете
    (Ин. 4, 32-34)? Что означает притча о нивах и жатве?
  6. Прибытие Христа Спасителя в Галилею и начало Его
    проповеди (Мф. 4, 13-17; Мк. 1, 15;
    Лк. 3, 14-15; Ин. 4, 43-45
    )
    .
    Почему Господь, возвратившись в Галилею, поселился не в Назарете, а
    в Капернауме? Какое пророчество Он этим исполнил?
  7. Исцеление в Кане сына
    царедворца (Ин. 4, 46-54)
    . Вспомните, какие
    еще события евангельской истории связаны с Каной Галилейской?
    Сравните веру царедворца до и после чуда исцеления. Приведите другие
    примеры укрепления веры в Евангелии. Были ли у
    вас в жизни события, послужившие к укреплению вашей веры? (По желанию можно
    написать об этом сочинение)
    .
  8. Призвание к апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея,
    Иакова и Иоанна (Мф. 4, 18-22;
    Мк. 1, 16-20; Лк. 5, 1-11
    )
    . Почему, как вы
    думаете, Господь попросил Симона вновь закинуть сети, хотя вся
    предыдущая ловля была неудачной? Симон Петр был опытным рыбаком и понимал
    по своему человеческому разумению, что лова уже не будет, почему же он
    все-таки закинул сети? Что он сказал Господу потом и почему?
    К какому новому служению призвал Господь своих учеников? Что оно означает?
    Как вы думаете, почему Господь выбрал
    учеников среди рыбаков, а не среди учителей закона.
    Какие свойства будущих апостолов вы можете назвать?
  9. Сила проповеди Христовой и исцеление бесноватого
    в капернаумской синагоге (Мк. 1, 21-28;
    Лк. 4, 31-37
    )
    . Почему Господь избрал местом своего
    пребывания Капернаум? Чем Капернаум выгодно отличался от других
    Галилейских городов? Что такое синагога? Как учили книжники
    и фарисеи, и как учил Господь в синагогах? Что означает:
    Учил их, как власть имеющий (Мф. 7, 29)?
    Почему одержимый говорил о себе во множественном числе? Что
    означали эти слова? Почему Господь запрещает одержимому называть
    Себя Святым Божиим?
  10. Исцеление тещи Петра и многих других (Мф. 8, 14-17;
    Мк. 1, 29-34; Лк. 4, 38-41
    )
    . Господь
    исцелил тещу Петра, что потом она сделала потом? Если
    мы просим у Господа исцеления для себя или кого-то, о
    чем мы должны помнить?
    В чем духовный
    смысл исцеления Господом многих больных (в соответствии с пророчеством
    Исаии)? Какое впечатление на народ произвели чудеса исцеления?
    В чем смысл выражения: Он взял на Себя наши немощи и
    понес болезни
    (Ис. 53, 4)? Почему Господь
    запрещает бесам говорить, что Он Христос, Сын Божий?
  11. Проповедь и дела Господа в
    Галилее (Мф. 4, 23-25; Мк. 1, 35-39;
    Лк. 4, 42-44
    )
    . На основании чего можно
    говорить, что Господь Иисус Христос не только Бог, но и человек?
    Зачем капернаумский народ искал Господа? Почему Господь уходит из
    Капернаума? Где проповедовал Господь в этот период? До каких мест
    прошел слух о Господе?
    Рассмотрите карту, отметив на ней пути Спасителя.
  12. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской
    синагоге (Лк. 4, 16-30)
    . Кто мог читать
    писание в синагогах? Какое место из книги пророка Исаии стал читать Господь
    в Назаретской синагоге и почему? Какого Мессию ожидали книжники и фарисеи?
    Почему Господь в Назаретской синагоге не совершает чудес? Почему в
    синагоге все исполнились ярости? Как
    вы считаете, могут ли чудеса сами по себе быть источником веры в
    Господа?
  13. Исцеление прокаженного (Мк. 1, 40-45;
    Лк. 5, 12-16
    )
    . В чем проявилась вера про
    каженного в Господа? Почему Господь велит прокаженному после исцеления
    показаться священнику? Какой вывод из этого эпизода
    мы можем сделать для себя?
    Для чего Господь
    запрещает объявлять людям о совершенных Им исцелениях?
  14. Исцеление расслабленного в Капернауме (Мф. 9, 2-8;
    Мк. 2, 1-12; Лк. 5, 17-26
    )
    . Почему
    евангелист Матфей называет Капернаум Своим городом
    для Господа? Как вы думаете, по чьей вере произошло
    исцеление расслабленного? В чем духовный смысл исцеления?
    Господь врачует не только тело, но и душу человека. Из каких слов Господа
    это следует? В чем состоит связь между грехом и болезнью? Этот эпизод говорит
    нам о том, что молитва веры близких людей может быть очень действенной.
    Почему? Как можно молиться за своих близких и друг за друга?
  15. Призвание Матфея (Мф. 9, 9-17;
    Мк. 2, 13-22; Лк. 5, 27-39
    )
    . Какое имя
    еще было у Матфея? Как отреагировал Матфей на призыв Господа?
    Кто такие мытари и почему народ их ненавидел и презирал?
    Почему, как вы думаете, Господь пошел в дом Матфея?
    Что означают слова Господа: Не здоровые имеют
    нужду во враче, но больные
    (Мф. 9, 12)?
    Кто имеет нужду в покаянии? В чем смысл покаяния, как пути к Господу? Может
    ли человек считать себя праведником, а других грешниками? Сможет ли
    придти к Господу тот, кто считает себя праведником, считает
    себя лучше других? Какие
    выводы для себя вы можете сделать из
    этого эпизода?
    В чем смысл выражения: Я милости хочу, а не
    жертвы
    (Ос. 6, 6)? В чем хотели
    обличить Господа фарисеи, спрашивая Его, почему Его ученики не
    постятся? Что ответил им Господь? Поясните Его ответ.

Вторая Пасха
общественного служения Господа Иисуса Христа

  1. Исцеление лежащего при Овчей
    купели (Ин. 5, 1-16)
    . Сколько лет лежал
    расслабленный, ожидая исцеления? Как вы думаете,
    какие качества души выработало в нем столь долгое ожидание в
    беспомощном положении?
    Почему, получив исцеление, он пришел в Храм? Что там сказал ему Господь? —
    что в этом рассказе важно для вас лично?
  2. Беседа Иисуса Христа с иудеями о своем равенстве Богу
    Отцу и о всеобщем Воскресении и Суде (Ин. 5, 17-47)
    .
    Как Вы понимаете слова Христа: Отец Мой доныне
    делает, и Я делаю
    (Ин. 5, 17)?
    В чем сейчас проявляется попечение Бога о мире? Почему Бог Отец дал
    власть Сыну производить Суд? Можно ли достойно и правильно чтить
    Бога-Отца, не почитая Сына Его как Бога? Что мешало иудеям правильно
    верить в Бога? Знаете ли Вы о современной секте
    Свидетели Иеговы? В чем состоит их основное
    заблуждение в учении об Иисусе Христе? (читайте текст о
    секте Свидетели Иеговы
    )
  3. Срывание колосьев в субботу и исцеление
    сухорукого (Мф. 12, 1-14; Мк. 2, 23-36;
    Мк. 3, 1-6; Лк. 6, 1-11
    )
    .
    За нарушение какой заповеди здесь, фарисеи упрекают учеников Господа?
    Как Вы понимаете слова Христа:

    1. Суббота для человека, а не человек для субботы
    2. Если бы вы знали, что значит:
      и милости хочу, а не жертвы, то не судили бы не виновных
      ?
      Что хотел показать Христос иудеям, исцелив сухорукого в субботу?
      Знаете
      ли вы о народной традиции не работать в воскресный день и по
      большим праздникам? Как вы к ней относитесь?
  4. Пророчества Исаии о Мессии (Мф. 12, 15-21;
    Мк. 3, 7-12
    )
    . Какого Мессию ждали
    иудеи, и как о Мессии говорили пророки?
  5. Избрание 12-ти Апостолов (Мф. 10, 2-4;
    Мк. 3, 13-19; Лк. 6, 12-16
    )
    . Выпиши
    те имена 12-ти Апостолов Христовых. Запомните их.
    Отдельно напишите Апостолов,
    имеющих два или три имени (прозвища). Как назван Ап. Варфоломей в
    евангелие от Иоанна (гл. 1)? Каково значение
    слов Зилот и Кананит? Кто из 12-ти Апостолов
    были друг другу родными братьями? Что значит слово Апостол?
    Для чего Господь избрал Апостолов? Почему Он перед этим
    молился? В чем суть
    апостольского служения и могут ли сейчас верующие
    нести аналогичное служение?
  6. Нагорная проповедь (Мф. 5, 6 и 7 главы;
    Лк. 6, 12-49
    ),
    Заповеди блаженства (Мф. 5, 3-12;
    Лк. 6, 20-26
    )
    . Кто такие нищие духом
    и почему им принадлежит Царство Небесное? О
    каких плачущих говорит Господь во второй заповеди
    блаженства, и в чем будет состоять их утешение? Что
    такое кротость и какую землю Господь обещает в
    наследие кротким? Как вы думаете, можно ли быть
    кротким в условиях
    заключения?
    Обсудите такое определение кротости: кротость — это го
    товность на жертву
    . Кто такие алчущие и жаждущие
    правды
    и почему они непременно насытятся? Как
    вы думаете, чем отличается правда от справедливости? Что было бы со всеми
    нами, если бы Бог был справедлив?
    Милостивым Господь обещает
    помилование. Как в вашей жизни может быть исполнена эта
    заповедь?
    (Прочитайте тексты Священного Писания,
    где еще говорится об
    этом (Иак. 2, 13; Товит. 12, 9)
    .) Что
    означает быть чистым сердцем? Как видит человек с чистым
    сердцем окружающих людей? (Прочитайте текст старца Паисия.
    К какой внутренней работе он призывает?
    ) Кто такие миротворцы?
    Можно ли быть миротворцем в колонии?
    Что ожидает изгнанных за правду
    и почему? В чем отличие Евангельских заповедей
    блаженства от 10 заповедей Закона
    Моисея (Исх. 20, 1-17)? Какая
    из заповедей блаженства близка именно вам?

    Знаете ли вы, когда заповеди Блаженства
    поются на Богослужении? Вы — соль земли;
    Вы — Свет мира (Мф. 5, 13-15)
    .
    Как вы понимаете призвание христиан
    быть солью земли и светом мира?

    Об исполнении закона и пророков (Мф. 5, 17-20).
    Почему можно сказать, что во Христе исполняется закон?
    Как на Нем исполнились пророчества? В чем заключалась праведность
    книжников и фарисеев? Почему, как вы думаете, ее
    недостаточно для вхождения в Царство Небесное?

    Новый евангельский
    закон
    (Мф. 5, 21-48):

    • О гневе, убийстве,
      непримиренности (Мф. 5, 21-26)
      . Всякое ли
      убийство запрещал Закон Моисеев? Запрещал ли он поражение
      врагов на войне? Допустима ли сейчас для христиан служба в армии
      и вооруженная защита Отечества? Как связаны гнев и убийство? Можно ли
      бороться с чувством гнева? От каких слов и поступков предостерегает
      нас Господь? Найдите в молитвах перед Святым Причастием
      слова (см. Молитвослов), соответствующие
      Евангельским в Мф. 5, 24. Можно
      ли под соперником в Мф. 5, 25 понимать
      нашу совесть и почему?
    • О прелюбодействе и разводе (Мф. 5, 27-32;
      сравните с Мк. 10, 2-12
      )
      . Каким, по замыслу Божию,
      должен быть брачный союз мужчины и женщины? Прочитайте 19 главу
      Евангелия от Матфея.
      По какой причине, согласно Евангелию, брак может быть расторгнут?
      Как вы думаете, обязательно ли он должен
      быть расторгнут в таком случае?
      Какая из 10 заповедей закона Моисея наиболее близка к
      Евангельскому требованию внутренней чистоты
      (Исх. 20, 1-17)? Как надо понимать
      Евангельские предписания, такие как вырви глаз,
      или отсеки руку?
    • О клятве (Мф. 5, 33-37). Что говорит
      о клятве Господь? Как вы понимаете, что значит:
      да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет", а что сверх этого,
      то от лукавого
      ?
      Запомните эти слова.
    • О мести (Мф. 5, 38-42). Почему месть
      допускалась в Ветхом Завете? Как надо
      понимать Евангельскую заповедь: не противься злому?
      Знаете ли вы примеры того, как исполнение этой заповеди приводило к
      взаимному примирению? Как вы думаете, в каких
      случаях не стоит буквально исполнять
      заповедь: просящему у тебя дай и почему?
    • О любви к врагам (Мф. 5, 43-38;
      Лк. 6, 27-36
      )
      . Почему Господь заповедует нам
      любить не только друзей, но и врагов, и молиться за обижающих нас?
      Можно ли
      делать это искренне?
      Что для этого необходимо? К какому совершенству
      призывает нас Господь, и на чем основана возможность достижения Евангельского
      совершенства? Как Сам Господь исполнил эту заповедь?
    • О милостыне, молитве и
      посте (Мф. 6, 1-18)
      . Как учит Господь подавать
      милостыню, молиться и поститься? Можно ли оказать милость человеку,
      если вы не имеете, что дать? Приведите примеры. Можно ли
      молиться вне Храма и молитвенной комнаты? Для чего
      мы молимся Богу,
      если Он знает, в чем мы имеем нужду прежде нашего прошения у Него?
      Можно ли поститься в
      колонии
      (пост — это время всестороннего воздержания,
      усиленного внимания к себе и борьбы со грехом)? (Прочитайте строки
      писания: Ис. 58, 3-4;
      Зах. 7, 4-6. Как их понимать?
      )
    • Молитва Отче наш (Мф. 6, 9-15;
      Мк. 11,  25-26; Лк. 11, 2-4
      ). Запомните
      молитву Отче наш по-русски и по-славянски (как в
      молитвослове)
      . Как вы понимаете
      начальное обращение Отче
      наш
      , и к чему оно нас обязывает?
      Что значит святить имя Божие, и
      как оно может святиться в нашей жизни? О чем мы просим, говоря:
      Да приидет Царствие Твое? Что значит : да будет воля Твоя и на земле, как на небе? О какой пище говорится в
      прошении о хлебе насущном: может ли это быть
      пища не только для тела, но и для души? И прости нам долги
      наши
      ;: о каких долгах здесь говорится (сравните с
      Лк. 11, 4)? И не введи нас в искушение, но
      избавь нас от лукавого
      : можем ли мы своими личными силами
      победить грех и зло, которые в мире и в нас самих? Кого мы исповедуем
      истинным Владыкой мира в заключительных словах молитвы Отче наш?
      Почему обращаясь к Богу надо примириться с ближними?
      Как вы думаете, почему молитва Отче наш поётся на Литургии
      перед Св. Причастием?
    • Ищите прежде Царства Божия и правды
      Его
      (Мф. 6, 19-34; Лк. 11, 34-36;
      12, 22-34; 16, 13
      )
      . Что значит собирать себе
      сокровища на небе
      , и почему это лучше для человека, чем
      собирать сокровища на земле, и можно ли совместить и то и другое? Слова
      Господа: не заботьтесь, что вам есть и что пить, и во что
      одеться
      , — означают ли, что не надо и трудиться? Прочтите заповеди о
      труде, данные Богом Адаму ещё в Раю (Быт. 2, 15), и при
      изгнании его из Рая (Быт. 3, 19). Сравните их с заповедями Нового Завета (1 Фес. 4, 11-12;
      2 Фес. 3, 7-12
      ). На что должен надеяться
      трудящийся (Мф. 10, 10)? Чем поучителен для нас
      пример птиц и полевых лилий (сравните
      1 Тим. 6, 6-10)? (Прочтите о доверии благому
      Промыслу Божию, возвещенном ещё в Ветхом
      Завете (Пс. 39, 18; Пс. 54, 23; Пс. 90;
      Пс. 120
      )
      ).
    • Об осуждении (Мф. 7, 1-6; Лк. 6, 37-38;
      41-42
      )
      . Имеет ли право один человек осуждать другого?
      Прочтите об этом в посланиях Апостолов (Иак. 4, 11-12;
      5, 9; Рим. 2, 1-3; 14; 4, 10-13;
      1 Кор. 4, 5
      ). О чём нужно помнить, когда хотим
      исправить ближнего (см. Гал. 6, 1-3)?
      Как вы
      понимаете притчу о сучке в глазу ближнего и о бревне в своём глазу? Как вы
      понимаете слова Христа: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга
      вашего перед свиньями
      (Мф. 7, 6)?
    • О прошении у Бога и об отношении к
      ближним (Мф. 7, 7-12; Лк. 11, 9-13;
      6, 31
      )
      . На чём основана наша надежда получить просимое у
      Бога? Запомните золотое правило: как хотите, чтобы с вами
      поступали люди, так и вы поступайте с ними

      или не делай другим того, чего себе не
      хочешь
      (ср. Мф. 7, 12; Лк. 6, 31;
      Деян. 15, 29
      ). Почему Господь сказал, что в этом правиле
      исполняется весь закон и пророки? Как вы думаете, что
      значит поступать с людьми по совести? Не являются ли
      слова золотого правила ответом на этот вопрос?
    • О тесных вратах и узком
      пути (Мф. 7, 13-14)
      . Как
      вы понимаете наставление Спасителя о тесных вратах и узком пути, ведущих
      в жизнь вечную?
      Прочтите в Св. Писании и другие указания на
      трудности вхождения в Царство Небесное (Мф. 11, 12)
      и сравните их с утешительными обетованиями: Ибо иго Моё благо, и бремя
      Моё легко
      (Мф. 11, 28-30). Почему, как
      вы думаете, Господь с одной стороны, называет путь в Царство Небесное
      узким, с другой же стороны говорит о том, что
      бремя Его легко? Как
      вы понимаете эту одновременную трудность и лёгкость
      исполнения заповедей?
    • О распознавании лжепророков (Мф. 7, 15-23;
      Лк. 6, 43-46
      )
      . В последнее время, как и было
      предсказано Спасителем и Апостолами (2 Пет. 2, 1-3;
      Рим. 16, 17-19; 1 Тим. 4, 1-3
      ),
      появилось много лжеучителей, основателей и проповедников различных
      сект и направлений, каждый из которых по-своему толкует Евангелие. Какой
      критерий предлагает Господь для распознания истинности или
      ложности этих учений (Мф. 5, 19-20; 7, 15-23;
      18, 17
      )? Почему Господь назвал лжепророков волками в
      овечьей шкуре? Могут ли сектантские лжепроповедники совершать
      чудеса? Не предсказано ли это в святом
      Евангелии (Мф. 7, 22-23; 24, 23-25)?
    • О слушании и исполнении Слова
      Божия (Мф. 7, 24-29; Лк. 6, 47-49)
      . Прочти
      те в Св. Писании о том, что вера становится твёрдой только при деятельном
      исполнении заповедей (Мф. 5, 19-20; 23, 3;
      25, 34-46
      ). Можно ли Евангельскую притчу о
      доме, застигнутом наводнением, понимать:

      1. как испытание веры жизненными
        обстоятельствами (ср. Мф. 13, 20-21);
      2. как испытание всей жизни человека на Суде
        Божием (ср. 1 Кор. 3, 11-15)?


      Чем учение Господа отличалось по форме и содержанию от
      учения книжников и фарисеев?

  7. Исцеление прокаженного (Мф. 8, 1-4).
    Какова просьба прокаженного? Каково необходимое условие для совершения чуда?
    В каких словах видна вера прокаженного? Если сердце
    наше поражено
    проказой какого-то конкретного греха, то как мы можем с ним бороться?

    Почему необходимо было показаться священникам после исцеления?
    Почему Господь запретил исцеленному рассказывать о чуде?
  8. Исцеление слуги капернаумского
    сотника (Мф. 8, 5-13;
    Лк. 7, 1-10
    )
    . Кто такой сотник, и почему его
    ответ вызвал удивление Иисуса Христа? Про кого идет речь в словах
    Господа: Многие придут с востока и запада…?
    Кто назван сынами царства и
    почему все-таки они будут низвержены во тьму?
  9. Воскрешение сына наинской
    вдовы (Лк. 7, 11-17)
    . Почему Господь совершил это
    чудо? Какие еще чудеса были сотворены Господом по милосердию? Какова была
    реакция свидетелей чуда, и за кого они принимали Иисуса Христа?
  10. Посольство от Иоанна Предтечи и свидетельство Господа об
    Иоанне (Мф. 11, 2-19; Лк. 7, 18-35)
    .
    Где находился Иоанн Креститель, когда посылал учеников к Иисусу Христу?
    Почему он их послал? (Назовите различные причины, по которым они могли
    быть посланы.) Кого ожидал Иоанн Креститель и его ученики, и о
    ком они спрашивали? Почему Господь прямо не ответил ученикам? Чем косвенно
    Он все же показывал, что Он и есть ожидаемый Спаситель? Почему Иоанн
    назван Илией? Как можно войти в Царствие Небесное? Кого
    уподобил Иисус капризным детям? Что такое крещение Иоанново?
    Крестились ли им фарисеи и книжники?
  11. Обличение нечестивых городов (11, 20-30;
    Лк. 10, 13-16; 21-22
    )
    . Почему Господь укорял
    города? Какие города обличал Господь, с какими городами Он их сравнивал
    и почему? Что могло их спасти? Кто был назван
    Господом младенцами, и почему истина была открыта именно им,
    а не мудрым и разумным? Как Господь говорит о Своем единстве
    с Отцом? В чем состоит иго Господа и почему оно названо благим?
  12. Прощение грешницы (Лк. 7, 36-50).
    Назовите причину, по которой фарисей посчитал Иисуса не имеющим
    пророческого дара? Что означали слезы женщины и почему? Перескажите
    притчу, рассказанную Иисусом Симону. Почему,
    сравнивая фарисея и грешницу, Господь отдает предпочтение грешнице?
    Как вы считаете, что
    необходимо для прощения множества грехов?
    Объясните причину
    ропота иудеев на слова Иисуса: Прощаются тебе грехи твои.
  13. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на
    Духа Святого (Мф. 12, 22-37; Мк. 3, 20-30;
    Лк. 11, 14-23
    )
    .
    Почему фарисеи стали обвинять Иисуса? Что ответил Господь фарисеям?
    Почему слова фарисеев являются хулой на Духа Святого и
    почему этот грех не простится? Почему, по словам Христа, Он не мог бы изгонять
    бесов силою князя бесовского? Что значат слова: Кто не со Мною,
    тот против Меня
    ? Что мы можем считать хулой на
    Духа Святого? Как вы считаете, является ли таковым грехом сквернословие?
  14. Ответ Господа искавшим от Него
    знамения (Мф. 12, 38-45; Лк. 11, 29-32;
    24-26
    )
    . Почему иудеи просили от Господа знамения? О каком чуде
    говорил Господь, когда Он сравнивал себя с Ионой? Прочитайте книгу
    пророка Ионы (можно в учебнике Закон Божий.)
    Почему пророчество Ионы не исполнилось над ненивитянами?
  15. Женщина прославляет Матерь Христову, и Христос отвечает ей.
    Духовное родство с Господом (Мф. 12, 46-50;
    Мк. 3, 31-35; Лк.&bsp;8, 19-21
    )
    .
    Вот Матерь Твоя и братья
    Твои
    (Мф. 12, 47). Что этими словами хотел
    сказать обращающийся к Господу? Что ответил ему Господь? Кто является
    истинными братьями и сестрами Господа? Были ли родные братья
    у Иисуса Христа? Кто такие Симон, Иуда, Иаков и Иосия?

  16. Учение Господа Иисуса о Царствии Божием в притчах:
    Что означает слово притча?
    Почему Господь говорил к народу притчами?

    • Притча о сеятеле
      (Мф. 13, 1-23; Мк. 4, 1-20;
      Лк. 8, 4-15
      ).

      Кто такой Сеятель? Что здесь подразумевается под землей,
      в которую сеется семя, что под семенем? Что понимается под плодами,
      которые приносит семя? Что, по вашему мнению, нужно человеку, чтобы быть
      подобным <доброй земле> из этой притчи?

    • Притча о плевелах
      (Мф. 13, 24-30 и
      13, 36-43
      ). Что в этой притче означают:
      а) поле, б) пшеница, в) плевелы, г) жатва?
      Почему Господь оставил расти все вместе до жатвы?
    • Притча о невидимо растущем семени
      (Мк. 4, 26-29).

      Что понимается в этой притче под землей, семенем и жатвой? В чем
      разница между образами этой притчи и предыдущей?

    • Притча о зерне горчичном
      (Мф. 13, 31-32; Мк. 4, 30-32;
      Лк. 13, 18-19
      ).

      Почему Господь сравнивает Царство Небесное с зерном горчичным?
      Что означает прорастание семени и превращение его в большое
      дерево? Как понимать образ птиц, укрывающихся в ветвях дерева?

    • Притча о закваске
      (Мф. 13, 33-35; Мк. 4, 33-34;
      Лк. 13, 20-21
      ).

      Что означают образы закваски и муки? С чем можно сравнить процесс
      вскисания теста?

    • Притча о сокровище, скрытом в
      поле
      (Мф. 13, 44).

      Что понимается под сокровищем и полем в этой притче? Почему
      человеку понадобилось все продать, чтобы стать обладателем
      сокровища, скрытого на поле? Сравните эту притчу с рассказом о
      богатом юноше. (Мф. 19, 16-26; Мк. 10, 17-27;
      Лк. 18, 18-27
      ).

    • Притча о драгоценной жемчужине
      (Мф. 13, 45-46).

      Что понимается под драгоценной жемчужиной? В чем смысл этой притчи?
      Приходилось ли вам жертвовать чем-либо ради исполнения заповедей
      Господних? Как вы понимаете слова о том, Царствие
      Божие силою берется
      ?

    • Притча о неводе, закинутом в море
      (Мф. 13, 47-50).

      Что понимается в этой притче под морем, неводом, рыбарями и разбором
      рыбы? Что вы думаете о мнении тех, кто считает, что все спасутся по
      милосердию Божию?

  17. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним
    (Мф. 8, 18-22; Лк. 9, 57-62)
    .
    Что означают слова Господа, сказанные книжнику, выразившему желание
    следовать за ним: Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда,
    сын же Человеческий не имеет, где приклонить голову
    ? Могут ли эти
    слова означать также, что порой наши души так замутнены грехом, что
    Господу в них негде и главу приклонить? Если это так,
    то что мы можем с этим сделать? Что означают слова Господа,
    сказанные одному из следовавших за ним: Иди за Мною
    и предоставь мертвым погребать своих мертвецов!
    Что Господь
    ответил ученику, который хотел попрощаться с домашними своими? Почему?
    Выскажете свои соображения.
  18. Укрощение бури на море (Мф. , 23-27;
    Мк. 4, 35-41; Лк. 8, 22-25
    )
    . Что чувствовали
    ученики, борясь с бурей на море и видя, что Господь спит в лодке?
    Что они сказали Ему? Почему Он укорил их в маловерии? Можем ли мы отнести
    этот укор к себе, когда мы в опасности и забываем о Боге, или тонем
    в волнах житейских бурь и не уповаем на помощь Божию? Как отреагировали
    на укрощение бури ученики? Прочитайте проповедь на этот отрывок
    Евангелия.
  19. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской
    (Мф. 8, 28-34;
    Мк. 5, 1-20; Лк. 8, 26-40
    )
    . Почему
    есть разница в названии страны у разных апостолов? Почему на
    вопрос: Как твое имя? бесноватый ответил: имя мне
    Легион
    . Прочитайте у архиепископа Аверкия о сущности беснования.
    Как вы думаете, являются ли различного рода зависимости: никотиновая,
    алкогольная, наркотическая формами беснования? Кто и как может освободить
    человека от этих зависимостей? В каких таинствах Церкви?
    Почему бесноватый исповедовал Иисуса Сыном Божиим еще прежде того, как
    это исповедание произнесли апостолы? В чем была символичность того,
    что Господь послал бесов в стадо свиней? Как отнеслись жители страны к
    гибели стада и к исцелению бесноватого? Почему? Чему именно вас
    учит этот эпизод? Почему Господь послал бесноватого свидетельствовать
    о происшедшем, хотя обычно Он просил не делать этого? Если Господь
    исцеляет нас, помогает нам, как должна меняться после этого наша жизнь?
  20. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира
    (Мф. 9, 18-26; Мк. 5, 21-43;
    Лк. 8, 41-56
    )
    . Почему больная кровотечением женщина
    не могла находиться среди других людей? Что все-таки заставило ее подойти
    ко Господу? По какой причине люди часто приходят к Богу? Для чего
    Господь побудил ее открыться перед всеми? Почему она все же сделала это,
    хотя ей грозило наказание? Чему учит
    вас эта история?

    Воскрешение
    Дочери Иаира
    . Какое условие совершение чуда выдвигает Господь? Почему
    нам важно помнить об этом? Как понимать слова Господа о
    том, что девица не умерла, но спит? Почему Он удалил всех,
    кроме трех апостолов? Господь велел дать девице есть; зачем? Почему
    в этом случае запретил разглашать о чуде?
  21. Исцеление двух слепцов и бесноватого немого
    (Мф. 9, 27-34)
    . Почему Господь не обращал
    поначалу внимания на крики слепых? Не
    было ли у вас когда-либо
    ощущения, что Господь не слышит ваших молитв о помощи? Как вы думаете,
    что это обычно означает?
    О чем спросил слепых Иисус перед тем, как
    исцелить их? Почему они не выполнили просьбы Господа не разглашать о
    чуде? Плохо ли они поступили?
  22. Вторичное посещение Назарета (Мф. 13, 53-58;
    Мк. 6, 1-6
    )
    . Почему Господь не совершил в своем
    родном городе многих чудес? Что хотел сказать Господь словами: Не
    бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников
    в доме своем
    . Встречались ли в вашей жизни ситуации, которые
    описываются этими словами?
  23. Хождение Господа Иисуса Христа по Галилее с учениками и
    некоторыми женщинами. Скорбь Его о недостатке делателей на
    жатве (Мф. 9, 35-38; Мк. 6, 6;
    Лк. 8, 1-3
    )
    . Какие образы использует Господь по
    отношению к ходящим за Ним? Почему? Почему Он говорит слова: Жатвы
    много, а делателей мало
    ? К чему,
    как вы думаете, надо стремиться,
    чтобы стать делателем на жатве? Делателем какой жатвы можете стать вы?

    Кого следует понимать под Господином жатвы и
    о чем Его надо молить? Что за женщины следовали за Христом?
  24. Христос посылает двенадцать Апостолов на проповедь
    (Мф. 10, 1-42; Мк. 6, 7-13; Лк. 9, 1-6;
    12, 11-12
    )
    . Почему Господь посылает своих учеников на
    проповедь? Кому они должны проповедовать? В чем состояла суть их
    проповеди? Почему Он посылает их по два? Какую власть Он дает ученикам и
    от чего предостерегает? Почему Господь говорит, что трудящийся
    достоин пропитания
    ? Как должны поступать апостолы, если их
    проповедь не принимают? Почему? Какие наставления еще дает
    Господь апостолам? Что означают слова: Будьте мудры, как змеи
    и Будьте просты, как голуби? Что означают слова: Не
    успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий
    .
    О каком пришествии здесь идет речь? Что предрекает апостолам Господь?
    Какими словами Он ободряет их? Как вы думаете,
    почему некоторых святых Церковь называет Равноапостольными? Может
    ли нести апостольское служение любой мирянин?
  25. Усекновение главы Иоанна Крестителя (Мф. 14, 1-12;
    Мк. 6, 14-29; Лк. 9, 7-9
    )
    . За кого принимал
    Ирод-Антипа Господа Иисуса Христа? Почему царь усек главу пророка?
    В чем обличал Ирода пророк? Кто был истинным виновником гибели пророка?
    Как относился Ирод-Антипа к Иоанну Крестителю? Какие свойства его души
    все-таки способствовали совершению преступления? Знакомо ли вам понятие
    ложной чести? Как вы
    думаете, можно ли нарушить закон,
    ради того, чтобы не была нарушена клятва, попрана
    честь
    , преданы дружеские отношения?
    Когда
    и как Церковь вспоминает событие усекновения главы Иоанна Предтечи?
  26. Чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью
    хлебами (Мф. 14, 14-21; Мк. 6, 32-44;
    Лк. 9, 10-17; Ин. 6, 1-15
    )
    . Прочитайте
    изложение этого события у евангелистов Матфея, Марка и Луки. Чем оно
    отличается от изложения этого события у апостола Иоанна? В чем конкретно
    заключалось это чудо? На какое чудо из ветхозаветной истории народа
    Божия это чудо похоже? Какое таинство церкви это чудо прообразует?
    Что сказал Господь о тех, кто не будет есть Плоти Сына
    Человеческого и пить крови Его
    и о тех, кто будет это делать?
  27. Хождение Господа по волнам и исцеление многих
    больных (Мф. 14, 22-36; Мк. 6, 45-56;
    Ин. 6, 16-21
    )
    . Как вы думаете, зачем Господь
    шел к ученикам по водам? Почему ученики приняли Его за призрака,
    почему это было первым, что пришло им в голову? Почему именно Петр
    пошел к Господу по водам? Почему он начал тонуть, хотя Господь был рядом
    с ним? Что эта история может дать
    вам для вашей духовной жизни? Какие
    события из вашей жизни или из жизни ваших близких вы могли бы назвать
    хождением по водам?
    Почему ученики сказали Иисусу: Истинно Ты
    Сын Божий
    ? Почему исцелились многие больные?
  28. Беседа о Хлебе Небесном — о таинстве Причащения
    (Ин. 6, 22-71)
    . Внимательно прочтите этот текст.
    Этот текст говорит о необходимости для спасения таинства
    Причащения Тела и крови Христовых
    . Как вы понимаете следующие
    слова Господа: Вы ищете меня не потому, что видели чудеса,
    не потому, что ели хлеб и насытились
    , а также: Старайтесь
    не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную
    ?
    Что ответил Господь в ответ иудеям на вопрос: Что нам делать,
    чтобы творить дела Божии?
    Как это можно отнести к жизни
    каждого из нас? Почитайте внимательно, какими словами Господь
    рассказывает иудеям учение о себе, как о хлебе жизни
    (Ин. 6, 35-58). Где в молитвах ко Святому
    Причащению вы встречаете слова из этого отрывка? Кто является избранником
    Божиим? Что говорит об этом Господь? Что ответил Господь на вопрос
    иудеев: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? Каков смысл ответа
    Господа на вопрос иудеев?Как понимают эти отрывки протестантские конфессии?

Задания

Обсудите следующие Евангельские строки. Выберете одну из них и напишите
небольшое сочинение:

  • Суббота для человека, а не человек для субботы
    (Мк. 2, 27).
  • Я послал вас жать то, над чем вы не трудились:
    другие трудились, а вы вошли в труд их
    (Ин. 4, 38).
  • У тебя же, когда творишь милостыню, пусть
    левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была
    втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе
    явно
    (Мф. 6, 3-4). Какою мерою мерите, такою
    отмерено будет вам
    (Мк. 4, 24).
  • Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и
    то, что имеет
    (Мк. 4, 25).
  • Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел
    призвать не праведников, но грешников к
    покаянию
    (Лк. 5, 31-32).
  • Итак, не заботьтесь и не говорите: Что нам есть? или:
    Что пить? или: Во что одеться? Потому что всего
    этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает,
    что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и
    правды Его, и это все приложится вам
    (Мф. 6, 31-34).
  • Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих
    убить
    (Мф. 10, 28).

  • Не мир Я пришел принести, но
  • меч (Мф. 10, 34).

  • Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не
    достоин Меня
    (Мф. 10, 38).
  • Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради
    Меня сбережет ее
    (Мф. 10, 39).

Требования к сочинению:

  • Сочинение должно быть написано строго по теме, объемом не более
    10 страниц.
  • Слова Евангелия должны рассматриваться в контексте той главы,
    из которой они взяты.
  • Должны быть рассмотрены так же параллельные места, если они есть.
  • Должен быть использован материал всей пройденной части курса.
  • Поощряется использование материала проповедей на данную тему.
  • Необходимо так же рассматривать тему, используя свой
    собственный жизненный опыт, наблюдения и пр.